На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Такой разный Израиль...

1 529 подписчиков

Бар ам

 «Бар’ам» - это археологический парк, основной достопримечательностью которого является древняя синагога конца периода Второго Храма.

  Уже в период Второго Храма вся Галилея была густо заселена евреями, а к моменту его разрушения, выдающийся иудейский историк Иосиф Флавий насчитывал здесь более 240 различных городов и поселений. Бар’ам считался среди них достаточно богатым, процветающим городом, имевшим достойную для себя синагогу. Само название поселения указывало на основательность, прочность положения проживавших в нём жителей, неукоснительно соблюдавших иудейские законы. «Бар» - «сын», «ам» - «народ»: «сын народа» - так расшифровывает это имя местная традиция. После тяжёлых ударов, постигших Иудею в связи с разрушением Храма и поражением восстания Бар-Кохбы, население Бар’ама значительно увеличилось за счёт беженцев, превратилось в подлинный духовный и культурный центр иудеев в Эрец-Исраэль.

 По мнению археологов, изначально здание синагоги  находилось в другом месте, и по всей видимости, было построено как римский храм посвященный одному из богов пантеона политеизма. В IV - V  веке, население Бар ама увеличилось и потребовалось новое большое здание. Судя по всему жители купили готовое здание вышедшее из употребления (к этому периоду политеизм был уже не в почете) с "самовывозом" и последующей сборкой. Такой процесс занимал 3-4 года. Строительство же нового общественного здания осуществлявшегося своими силами занимало много лет(в Талмуде есть история повествующая о том, что строительство синагоги начатое отцами заканчивают дети), так как все жители были заняты сельским хозяйством и могли работать на "общественных работах" только около двух месяцев в году - в период дождей.

  Как и десятки других ей подобных, разбросанных по всей Галилее и Голанам, отличаясь лишь большими размерами и роскошью оформления. Её строение может служить классическим образцом синагог этого периода: длинное, вытянутое здание с роскошным фасадом, имевшим три входа и повёрнутым на Юг, в направлении Иерусалима; центральным входом с богато украшенной притолокой, несшей с обеих сторон украшения в виде спиралей. На фризе располагались виноградные лозы, выходившие из амфор и винных кувшинов. Арка под притолокой выполняла двойную функцию: основного источника света, поступавшего вовнутрь синагоги, и перенесения напряжения со стен на дверные опоры. Окна, над восточным и западным входами, были украшены красивыми растениями. Здесь нет традиционной иудейской символики, но на иудейское происхождение строения со всей очевидностью указывает еврейское имя человека, пожертвовавшего средства на строительство синагоги, высеченное на камне восточного окна, и также имя мастера, оставившего такую надпись на иврите: «Да будет мир в этом месте и в каждом доме Израиля. Иосе бар-Леви сделал эту притолоку. Да будет благословен труд его. Шалом».

  Внешние стены синагоги сложены из больших, гладкообработанных камней. Ряд колонн, расположенных перед входом, предполагают наличие балкона. Другие фрагменты колонн и карнизов могут давать основание для мысли, что у синагоги был второй этаж.

  Внутренний зал синагоги, имеющий размеры: 20 х 15.2 м., сооружён в виде буквы «П». Его поверхность умощена большими каменными плитами и окружена остатками колонн. По углам они имели в своём рисунке форму сердца, что не несло ровным счётом никакого философского или религиозного подтекста, а лишь являлось одним из эстетических приёмов оформления, типичных для синагог этого периода. К стенам были прислонены каменные скамьи. А вот признаков места, где располагался арон ха-кодеш найдено не было, что выдвигает предположение о размещении его в какой-либо пристройке к основному зданию.

  После того, как евреи покинули эти места, синагога надолго погрузилась в небытие, из которого её вывели раскопки, проведенные под руководством двух германских исследователей: Коэла и Вейцингера в 1905 году. Сегодня здесь ухоженный Национальный парк. На его территории расположен ряд археологических находок, обнаруженных при раскопках. Примерно в 300 метрах от описанной мною синагоги, была обнаружена малая синагога, от которой мало что сохранилось.

Картина дня

наверх