В 1577 г. уроженец Праги Эли‘эзер бен Ицхак Ашкенази основал в Цфате первую в Эрец-Исраэль еврейскую типографию, которая просуществовала до 1587 г. Книги, выпущенные в этой типографии можно увидеть в синагоге рабби Йосефа Каро.
С последней четверти 16 в. общее политическое и экономическое положение в Османской империи вообще, и в Эрец-Исраэль в частности, стало ухудшаться.
В 1599 г. Цфат поразил голод, вызванный засухой и нашествием саранчи, и до 1601 г. город был практически покинут жителями. В 1602 г. на начавшую восстанавливаться общину обрушилась эпидемия, евреи бежали в окрестные деревни, большей частью в Пки‘ин и Бирию, где существовали еврейские земледельческие поселения. В 1604 г. отряды друзов напали на город и ограбили еврейскую общину. В 1613 г. евреи сильно пострадали от нападений арабов. Община стала постепенно восстанавливаться в 1621 г.
В 1628 г. Цфат был захвачен друзами, которые ограбили еврейских жителей. В 1633 г. турки вернули себе власть над городом. В 1640-е гг. в Цфате насчитывалось около двухсот еврейских семей и около ста семей мусульман.
В 1656 г., во время мощного восстания друзов еврейская община Цфата была вновь ограблена, многие были убиты, и большинство жителей покинуло город. Через два года евреи снова начали селиться в Цфате, и в 1695–96 гг. в городе было около ста евреев.
В 1759 г. Цфат был разрушен сильным землетрясением; погибло около двух тысяч жителей, из них — около 190 евреев. В 1765 г. в Цфате насчитывалось лишь 40–50 евреев.
В последней трети 18 в. политическое положение в Галилее стабилизировалось, и еврейская община стала постепенно расти. Евреи жили в отдельном квартале. В 1778 г. в городе поселились около 300 хасидов во главе с рабби Менахемом Мендлом из Витебска, незадолго до того прибывшие в Эрец-Исраэль. Однако через некоторое время из-за конфликта с местными сефардами они покинули город и перебрались в Тверию. В 1777 г. в Цфат прибыло около 30 евреев из Северной Африки, в начале 1780-х гг. за ними последовала еще одна группа. С 1781 г. общину возглавлял уроженец Хеврона рабби Я‘аков Элисар (1720–88), который стремился поднять значение Цфата как религиозного центра. Основными занятиями евреев были крашение и производство тканей, земледелие (виноградарство, виноделие, выращивание маслин) и торговля.
В 1812 г. в Галилее разразилась эпидемия чумы, унесшая жизни значительной части еврейского населения Цфата. В 1816 г. прушим во главе с рабби Исраэлем из Шклова переселились в Иерусалим.
В 1831–32 гг. власть над Эрец-Исраэль захватил правитель Египта Ибрахим-паша. Первые годы его правления, продолжавшегося до 1840 г., были благоприятны для евреев Цфата, город превратился в коммерческий центр Галилеи. В 1832 г. в Цфате поселился печатник из Бердичева Исраэль Бак (1797–1874), который основал типографию (первую в Эрец-Исраэль после закрытия типографии Эли‘эзера бен Ицхака). Во время арабского восстания 1834 г. еврейское население было ограблено. В 1837 г. Цфат стал эпицентром землетрясения. Город был почти полностью разрушен, погибло около четырех тысяч евреев. Говорят, что при землетрясении сохранилось только здание синагоги Белого Праведника – он накануне оббежал весь город, собирая прихожан на завтрашнюю молитву в неурочное время – те, кто пришли – спаслись. Сохранилась и стена, обращенная к Иерусалиму синагоги Абуав, названная по имени знаменитого каббалиста рабби Ицхака Абуава, жившего в XV веке. В синагоге хранятся древние свитки Торы, написанные Абуавом (самые старые пригодные для службы свитки в мире, им 570 лет) которые используются в праздники Рош а-Шана, Йом Кипур и Шавуот. Многие из оставшихся в живых раввинов переселились в Хеврон. И. Бак перевез свою типографию сначала в район горы Мерон (где вместе с сыном Нисаном создал сельскохозяйственное поселение Джермак), а затем в Иерусалим. В 1838 г. Цфат в течение 30 дней находился под властью восставших друзов, которые разграбили имущество евреев.
В 1839 г. в Цфате проживало 568 еврейских семей — 390 ашкеназов и 178 сефардов — большинство родились за пределами Эрец-Исраэль. Евреи занимались в основном ремеслами и мелкой торговлей; был один дипломированный врач. Численность еврейского населения сократилась до 400 человек в 1845 г., однако затем стала вновь расти. В 1856 г. в Цфате проживали 2100 евреев, в 1895 г. — 6620. В 1908 г. евреи составляли в городе большинство: восемь тысяч человек из 12 820 жителей; в 1913 г. среди двадцати пяти тысяч жителей Цфата насчитывалось одиннадцать тысяч евреев.
С 1863 г. по 1866 г. в Цфате вновь действовала типография, основанная печатником из Галиции Дов Бером бен Шмуэлем Кара. В 1885 г. печатание книг было ненадолго возобновлено. В 1913 г. в городе вновь открылась типография, которая действовала до 1926 г.
С конца 1860-х гг. в Цфате началась деятельность Альянса, на средства которого (и на пожертвования барона Э. Ротшильда) в начале 20 в. существовали две школы. Наряду с этим действовало несколько десятков традиционных хедеров и талмуд-тор. Имелось четыре бет-мидраша и шесть синагог, три публичных библиотеки. Действовало несколько иешив. В 1905 г. в Цфат переехал один из крупнейших раввинов Я‘аков Давид бен Зеев Вайловский, автор комментария к Иерусалимскому Талмуду; он основал там иешиву «Торат Эрец-Исраэль», в которой занималось около 40 учеников.
Первая мировая война тяжело отразилась на еврейской общине Цфата. 27 сентября 1918 г. австралийская кавалерия под командованием генерала Э. Алленби заняла город, и в Цфате установился британский контроль. В 1922 г. население Цфата составляло 8761 человек, из них евреев — 2986 человек. 29 августа 1929 г. (23 ава) арабские толпы напали на еврейский квартал, 18 человек было убито, еврейский квартал был разграблен и сожжен. В 1931 г. в Цфате проживал 9441 человек, из них евреев — 2547 человек. Экономическое положение города было тяжелым, и молодежь покидала Цфат в поисках работы.
К началу Войны за Независимость в Цфате проживало около двух тысяч евреев (большинство пожилых) из двенадцати с половиной тысяч жителей. 16 апреля 1948 г. англичане покинули Цфат, передав два стратегически важных здания полиции арабским силам, которые насчитывали четыре – четыре с половиной тысячи человек, включая части ливанской и иракской армий. Еврейский квартал оказался в осаде, в нем насчитывалось лишь 60 вооруженных бойцов, в том числе представители старого ишува. 1 мая 1948 г. отряды Палмаха начали наступление на арабские деревни вокруг города и проникли в еврейский квартал, число защитников которого увеличилось до 222. 10 мая 1948 г. еврейские силы начали операцию по освобождению города, и 11 мая, за три дня до провозглашения независимости Израиля, арабские отряды и все арабское население бежали из Цфата. Город стал полностью еврейским.
Цфат и сегодня является одним из крупных центров религиозной жизни. В 1975 г. был основан квартал Хабада, в котором живут любавичские хасиды. С 1980-х гг. растет община брацлавских хасидов, которые также построили отдельный квартал — Кирьят-Брацлав. В городе действуют несколько иешив, проводятся многочисленные семинары на религиозные темы (в особенности связанные с хасидизмом и каббалой), на которые съезжаются слушатели из различных городов Израиля и из-за границы.
В Цфате есть прекрасный музей истории костюма Милы Розенфельд, посвященный детям, погибшим в терактах. Милина младшая дочь погибла 23 октября 1994 года в теракте в «автобусе №5»… Есть также музей книгопечатания.
Приезжая в Цфат не забудьте попробовать настоящего цфатского сыра «цфати», по всему старому городу вы увидите вывески-указатели на сыродельню. В самом центре старого города можно увидеть, как делаются талесы (мужские накидки).
Ежегодно в Цфате в летние месяцы проводится международный фестиваль клезмерской музыки, который привлекает десятки тысяч слушателей.
Перечитав написанное, понимаю, опять ничего не сказала. Невозможно объясниться в любви к Цфату не рассказав мистическую историю рабби Йоси дела Рейне, легенду о рабби Йосефе Каро и золотом слитке и многое многое другое… Но со временем. Видимо, продолжение следует.