На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Такой разный Израиль...

1 529 подписчиков

Цфат - городок в табакерке - 2

В 1577 г. уроженец Праги Эли‘эзер бен Ицхак Ашкенази основал в Цфате первую в Эрец-Исраэль еврейскую типографию, которая просуществовала до 1587 г. Книги, выпущенные в этой типографии можно увидеть в синагоге рабби Йосефа Каро.


С последней четверти 16 в. общее политическое и экономическое положение в Османской империи вообще, и в Эрец-Исраэль в частности, стало ухудшаться.

Прежние торговые пути, проходившие через район Средиземного моря и Ближнего Востока, стали утрачивать свое значение. Произошло обесценивание денег, центральная власть в Галилее стала постепенно ослабевать. После захвата в 1573 г. Турцией у Венецианской республики острова Кипр часть оружия из венецианских арсеналов оказалась проданной арабам Сирии и Эрец-Исраэль, в том числе бедуинским племенам Галилеи. Это привело к резкому увеличению разбойных нападений на дорогах вокруг Цфата и сильно затруднило и без того пришедшую в упадок международную торговлю. Производство шерсти, бывшее одной из основ экономики Цфата, пережило глубокий кризис. Несколько лет засухи, особенно засуха 1583 г., нанесли еще один удар экономике Цфата. Ко всему прочему район Цфата поразило нашествие саранчи, разразились эпидемии (в 1563 г., 1586 г., 1587 г. и 1595 г.). Возрос произвол местной турецкой администрации. Еврейское население стало покидать город. Богатые купцы перебрались в Иерусалим, Хеврон и Дамаск. Крупнейшие раввины Цфата отправились в общины диаспоры за сбором пожертвований. В 1600 г. община Стамбула отправила в помощь евреям Цфата судно с грузом шерсти для нужд промышленности Цфата стоимостью десять тысяч серебряных монет, однако судно было ограблено. В том же году евреи Стамбула отправили еще один корабль, который затонул в бурю. Попытки помощи на этом не прекратились, евреи Стамбула продолжали сбор денег. В Венеции был создан центр, в который стекались пожертвования. В 1601 г. руководители венецианской общины обратились с письмом к общинам Германии, Польши и Украины, в котором описывали бедственное положение Цфата. В рош ходеш (начало месяца) адара — день, когда начинался сбор налога в пользу Храма (в период его существования), венецианская община ввела налог в пользу Цфата и призвала общины других городов последовать этому примеру.

В 1599 г. Цфат поразил голод, вызванный засухой и нашествием саранчи, и до 1601 г. город был практически покинут жителями. В 1602 г. на начавшую восстанавливаться общину обрушилась эпидемия, евреи бежали в окрестные деревни, большей частью в Пки‘ин и Бирию, где существовали еврейские земледельческие поселения. В 1604 г. отряды друзов напали на город и ограбили еврейскую общину. В 1613 г. евреи сильно пострадали от нападений арабов. Община стала постепенно восстанавливаться в 1621 г.

В 1628 г. Цфат был захвачен друзами, которые ограбили еврейских жителей. В 1633 г. турки вернули себе власть над городом. В 1640-е гг. в Цфате насчитывалось около двухсот еврейских семей и около ста семей мусульман.

В 1656 г., во время мощного восстания друзов еврейская община Цфата была вновь ограблена, многие были убиты, и большинство жителей покинуло город. Через два года евреи снова начали селиться в Цфате, и в 1695–96 гг. в городе было около ста евреев.

В 1759 г. Цфат был разрушен сильным землетрясением; погибло около двух тысяч жителей, из них — около 190 евреев. В 1765 г. в Цфате насчитывалось лишь 40–50 евреев.

В последней трети 18 в. политическое положение в Галилее стабилизировалось, и еврейская община стала постепенно расти. Евреи жили в отдельном квартале. В 1778 г. в городе поселились около 300 хасидов во главе с рабби Менахемом Мендлом из Витебска, незадолго до того прибывшие в Эрец-Исраэль. Однако через некоторое время из-за конфликта с местными сефардами они покинули город и перебрались в Тверию. В 1777 г. в Цфат прибыло около 30 евреев из Северной Африки, в начале 1780-х гг. за ними последовала еще одна группа. С 1781 г. общину возглавлял уроженец Хеврона рабби Я‘аков Элисар (1720–88), который стремился поднять значение Цфата как религиозного центра. Основными занятиями евреев были крашение и производство тканей, земледелие (виноградарство, виноделие, выращивание маслин) и торговля.

В 1812 г. в Галилее разразилась эпидемия чумы, унесшая жизни значительной части еврейского населения Цфата. В 1816 г. прушим во главе с рабби Исраэлем из Шклова переселились в Иерусалим.

В 1831–32 гг. власть над Эрец-Исраэль захватил правитель Египта Ибрахим-паша. Первые годы его правления, продолжавшегося до 1840 г., были благоприятны для евреев Цфата, город превратился в коммерческий центр Галилеи. В 1832 г. в Цфате поселился печатник из Бердичева Исраэль Бак (1797–1874), который основал типографию (первую в Эрец-Исраэль после закрытия типографии Эли‘эзера бен Ицхака). Во время арабского восстания 1834 г. еврейское население было ограблено. В 1837 г. Цфат стал эпицентром землетрясения. Город был почти полностью разрушен, погибло около четырех тысяч евреев. Говорят, что при землетрясении сохранилось только здание синагоги Белого Праведника – он накануне оббежал весь город, собирая прихожан на завтрашнюю молитву в неурочное время – те, кто пришли – спаслись. Сохранилась и стена, обращенная к Иерусалиму синагоги Абуав, названная по имени знаменитого каббалиста рабби Ицхака Абуава, жившего в XV веке. В синагоге хранятся древние свитки Торы, написанные Абуавом (самые старые пригодные для службы свитки в мире, им 570 лет) которые используются в праздники Рош а-Шана, Йом Кипур и Шавуот. Многие из оставшихся в живых раввинов переселились в Хеврон. И. Бак перевез свою типографию сначала в район горы Мерон (где вместе с сыном Нисаном создал сельскохозяйственное поселение Джермак), а затем в Иерусалим. В 1838 г. Цфат в течение 30 дней находился под властью восставших друзов, которые разграбили имущество евреев.

В 1839 г. в Цфате проживало 568 еврейских семей — 390 ашкеназов и 178 сефардов — большинство родились за пределами Эрец-Исраэль. Евреи занимались в основном ремеслами и мелкой торговлей; был один дипломированный врач. Численность еврейского населения сократилась до 400 человек в 1845 г., однако затем стала вновь расти. В 1856 г. в Цфате проживали 2100 евреев, в 1895 г. — 6620. В 1908 г. евреи составляли в городе большинство: восемь тысяч человек из 12 820 жителей; в 1913 г. среди двадцати пяти тысяч жителей Цфата насчитывалось одиннадцать тысяч евреев.

С 1863 г. по 1866 г. в Цфате вновь действовала типография, основанная печатником из Галиции Дов Бером бен Шмуэлем Кара. В 1885 г. печатание книг было ненадолго возобновлено. В 1913 г. в городе вновь открылась типография, которая действовала до 1926 г.

С конца 1860-х гг. в Цфате началась деятельность Альянса, на средства которого (и на пожертвования барона Э. Ротшильда) в начале 20 в. существовали две школы. Наряду с этим действовало несколько десятков традиционных хедеров и талмуд-тор. Имелось четыре бет-мидраша и шесть синагог, три публичных библиотеки. Действовало несколько иешив. В 1905 г. в Цфат переехал один из крупнейших раввинов Я‘аков Давид бен Зеев Вайловский, автор комментария к Иерусалимскому Талмуду; он основал там иешиву «Торат Эрец-Исраэль», в которой занималось около 40 учеников.

Первая мировая война тяжело отразилась на еврейской общине Цфата. 27 сентября 1918 г. австралийская кавалерия под командованием генерала Э. Алленби заняла город, и в Цфате установился британский контроль. В 1922 г. население Цфата составляло 8761 человек, из них евреев — 2986 человек. 29 августа 1929 г. (23 ава) арабские толпы напали на еврейский квартал, 18 человек было убито, еврейский квартал был разграблен и сожжен. В 1931 г. в Цфате проживал 9441 человек, из них евреев — 2547 человек. Экономическое положение города было тяжелым, и молодежь покидала Цфат в поисках работы.

К началу Войны за Независимость в Цфате проживало около двух тысяч евреев (большинство пожилых) из двенадцати с половиной тысяч жителей. 16 апреля 1948 г. англичане покинули Цфат, передав два стратегически важных здания полиции арабским силам, которые насчитывали четыре – четыре с половиной тысячи человек, включая части ливанской и иракской армий. Еврейский квартал оказался в осаде, в нем насчитывалось лишь 60 вооруженных бойцов, в том числе представители старого ишува. 1 мая 1948 г. отряды Палмаха начали наступление на арабские деревни вокруг города и проникли в еврейский квартал, число защитников которого увеличилось до 222. 10 мая 1948 г. еврейские силы начали операцию по освобождению города, и 11 мая, за три дня до провозглашения независимости Израиля, арабские отряды и все арабское население бежали из Цфата. Город стал полностью еврейским.

Цфат и сегодня является одним из крупных центров религиозной жизни. В 1975 г. был основан квартал Хабада, в котором живут любавичские хасиды. С 1980-х гг. растет община брацлавских хасидов, которые также построили отдельный квартал — Кирьят-Брацлав. В городе действуют несколько иешив, проводятся многочисленные семинары на религиозные темы (в особенности связанные с хасидизмом и каббалой), на которые съезжаются слушатели из различных городов Израиля и из-за границы.

В Цфате есть прекрасный музей истории костюма Милы Розенфельд, посвященный детям, погибшим в терактах. Милина младшая дочь погибла 23 октября 1994 года в теракте в «автобусе №5»… Есть также музей книгопечатания.

Приезжая в Цфат не забудьте попробовать настоящего цфатского сыра «цфати», по всему старому городу вы увидите вывески-указатели на сыродельню. В самом центре старого города можно увидеть, как делаются талесы (мужские накидки). 
Ежегодно в Цфате в летние месяцы проводится международный фестиваль клезмерской музыки, который привлекает десятки тысяч слушателей.

Перечитав написанное, понимаю, опять ничего не сказала. Невозможно объясниться в любви к Цфату не рассказав мистическую историю рабби Йоси дела Рейне, легенду о рабби Йосефе Каро и золотом слитке и многое многое другое… Но со временем. Видимо, продолжение следует.


Картина дня

наверх