На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Такой разный Израиль...

1 528 подписчиков

Аскольдов

14 мая 2008. Исполняется 75 лет Александру Аскольдову, "режиссеру одного
 фильма", впервые в советском кино
 осмелившемуся сказать о евреях и Холокосте, и за признанный ныне шедевр
 мирового кинематографа растоптанному властью.
 
 Когда в 1939 году арестовали отца и мать, он, пятилетний, ночью прибежал в
 знакомую еврейскую многодетную семью - и они укрыли, спасли "сына врагов
 народа". Потом он сумел выбиться "в люди", после университета
 стал чиновником культуры, референтом министра культуры и бросил карьеру,
 поступил на Высшие режиссерские курсы и получил право снять выпускной фильм.


 По какому-то невероятному стечению обстоятельств ему удалось "протащить"
 сценарий по коротенькому рассказу Гроссмана "Это было в Бердичеве" (ему
 говорили: "Ты хороший мужик, но на кой дались тебе эти евреи!"), потом снять
 сам фильм, который был показан только один раз, в 1967 году - приемной
 комиссии.
 
 Сейчас фильм "Комиссар" во всех киноэнциклопедиях (кроме российских)
 называется одним из лучших произведений мирового кино, в 80-90-е гг. он
 получил множество призов на престижнейших кинофестивалях,
 Нонну Мордюкову Британская энциклопедия назвала одной из десяти лучших
 актрис ХХ века именно за роль в "Комиссаре". Это совершенно уникальный
 случай - фильм получил все свои международные награды почти
 через четверть века после своего создания.
 
 Действие фильма происходит во время Гражданской войны. Героиня комиссар
 Красной Армии (Нонна
 Мордюкова) привыкла к суровой, мужской военной жизни, и казалось бы, в ней
 не осталось ничего женского, но когда полк останавливается в местечке, она
 обнаруживает, что беременна. Она в ужасе, рожать она приходит в семью
 бедного многодетного еврея Магазанника (Ролан Быков). Там она оказывается
 среди людей совсем другой жизни, живущих совсем другими заботами, чем
 мировая революция, там,
 окруженная "еврейскими" хлопотами о будущем ребенке, она постепенно
 "оттаивает". Но, когда уже с новорожденным на руках, она видит, как уходит
 ее полк, она оставляет своего младенца у приютившей ее семьи - и бросается
 вслед за своими боевыми товарищами Финал фильма: "марш обреченных" через
 двадцать лет евреи местечка идут в печи и рвы Холокоста+
 
 За этот фильм Александра Аскольдова исключили из партии, уволили с работы с
 формулировкой "профнепригоден", годами длилось судебное преследование о
 "растрате в особо крупных размерах" (имелся в виду сам факт создания такого
 фильма). Ролан Быков о нем писал: "Аскольдов
 делал эту картину поразительно одиноко, и все, кто поддерживал его, предали
 его, когда она вышла. И его стали бить. Вы знаете, и нас
 всех били, но так жестоко не били никого. Я не знаю человека, больше
 пострадавшего в нашем искусстве, чем Аскольдов". "Самая трагическая судьба
 нашего кино это Аскольдов" (знаменитый мультипликатор Юрий Норштейн).

 
 Конечно, дело было в том, что на Гражданскую войну Аскольдов посмотрел
> совсем не так, как видится она во всенародно любимом "Белом солнце пустыни",> конечно, "не принято" было вообще упоминать, что рядом живут евреи, но самую
 большую ярость вызвала финальная сцена
 (стилистику которой позаимствовал, "процитировал" Спилберг в своем "Списке
 Шиндлера"). Когда уже в "перестройку" пленку достали из
 архива, от ее создателя потребовали одно-единственное, но главное -
 "вырезать Холокост"
 
 Сейчас Александр Яковлевич Аскольдов живет в Германии, не любит приезжать на
 родину, где до сих пор чувствует на себе косые, а то и ненавидящие взгляды
 бывших коллег.

И нашей стране, её русскоязычной общине в особенности, не грех помнить таких людей - своей судьбой заплативших за правду о судьбе нашего народа.
 
 Я хочу вам предложить одно стихотворение: Его написал замечательной души
 человек, Александр Державец.
 
 ЖИЛ ЧЕЛОВЕК ХОРОШИЙ
 =======================
 Собаки лают где-то,
 Гремит пальба иль гром.
 Сосед мне по секрету
 Шепнул: "будет погром".
 Совет небрежно брошен,
 Чтоб прятался скорей:
 "Ты человек хороший,
 Но все-таки еврей".
 Жил человек хороший
 Да  вот беда - еврей,
 Клейменный словно лошадь
 На родине своей.
 Он верил идеалам,
 И думал, все равны.
 Наивный этот малый -
 Не знал своей страны.
 Мой прадед при погроме
 Погиб в расцвете лет.
 Семьей не похоронен
 Пропавший в гетто дед.
 На фронте стал калекой
 Отец в сорок втором,
 Но минуло полвека,
 Я снова жду погром.
 Жил человек хороший,
 Да, вот беда - еврей,
 Клейменный словно лошадь
 На родине своей.
 Он верил идеалам,
 И думал все равны.
 Наивный этот малый -
 Не знал своей страны.
 Был Родиной отринут,
 И долго горевал.
 Наверное чужбину
 Я Родиной считал.
 Теперь все это в прошлом
 Грусти или жалей.
 Жил человек хороший,
 "Но все-таки еврей".
 
 Лариса Васильева в своей книге "Кремлевские жены" повторяет убогую сплетню о
 том, что некий "еврейский центр" повелел молодым еврейкам выходить замуж за
 русских мужчин, стремящихся к власти, всемерно содействовать этим мужчинам и
 "направлять их властную деятельность" по руслу, нужному этому "еврейскому
 центру". Васильева считает также, что русских мужчин привлекала некая
 экзотичность
 еврейских девушек, которым, в свою очередь, "нравилась мужественность и
 бравость" славянских парней.
 
 Число таких браков действительно резко возросло в начале прошлого века в
 России. Но причины, конечно, поглубже: не в последнюю очередь общие цели,
 совместная работа и стремление "отречься от старого мира" и его обычаев; а
 может быть, революционерки из местечек просто утверждали так свою
 независимость от требований иудаизма или шли путем, указанным вождями:  ведь
 Маркс и Ленин не видели для евреев  другого пути, кроме физической ассимиляции. Цель нашей не очень серьезной  заметки сообщить факты, возможно, не всем известные. А над причинами большого числа еврейско-русских браков романтического периода революции наш  читатель может поразмышлять сам.
 
 В архангельской ссылке молодая эсерка Голда Горбман приглянулась рабочему
 парню Климу Ворошилову. Брак их был разрешен при условии венчания в церкви.
 Невеста приняла православие и стала Екатериной. На родине Голды в
 присутствии всего населения местечка раввин
 предал ее проклятию (херему), на еврейском кладбище появилась условная
 могилка, к которой безутешные родители Голды приходили помянуть потерянную
 дочь. А полувековой брак Екатерины Давидовны и Климента Ефремовича оказался
 на редкость гармоничным. Своих детей у них не было, но они вырастили пятерых
 приемных, среди которых и двое детишек Михаила Фрунзе. Вспоминает их
 невестка:
 В Бабьем Яре у Екатерины Давидовны погибла родная сестра с ребенком. И без
 того немногословная, она стала еще молчаливей, но когда
 возникло государство Израиль, она не сдержалась: "Вот теперь и у нас тоже
 есть родина".
 
 Несколько фактов без комментариев и подробностей: жены С.М. Кирова, Г.В.
 Плеханова, М.Г. Первухина были еврейками. Еврейские жены
 Ежова, Рыкова (сестра архитектора Иофана), Каменева (сестра Троцкого) были
 уничтожены Сталиным еще до войны.
 В 1921 году на совещании в Москве В.М. Молотов приметил хорошенькую
 смышленую Полину Жемчужину. Домой в Запорожье она
 уже не вернулась и вскоре стала женой Вячеслава Михайловича. Однако только
 роль жены аппаратчика ее не устраивала. Очень умная и властная, Полина
 Семеновна Жемчужина (настоящее её имя Перл Карповская) много работала и в
 разные годы была даже наркомом пищевой и рыбной промышленности. В 1948 году
 на официальном приеме в доме Молотовых присутствовала Голда Меир, посол
 нового государства Израиль. В своей книге Голда вспоминает: "Ко мне подошла

 жена Молотова  Жемчужина и сказала на идиш: "Я дочь еврейского народа"". Они беседовали довольно долго, и, прощаясь, Полина Семеновна сказала: "Всего вам хорошего.
 Если у вас всё будет хорошо, всё будет хорошо и у всех евреев в мире".

 

В конце 1948 года Сталин приказал арестовать всех жен-евреек ближайших своих
 соратников.. Арестовали жену Андреева Дору Моисеевну Хазан, жену Поскребышева
 Брониславу Соломоновну, вдову Калинина (негодяям, видимо, казалась
 подозрительной её эстонская фамилия). Арестовали и Полину Жемчужину. Сталин
 проверял лояльность и преданность своих вассалов.
 Жена Поскребышева была сестрой невестки Троцкого. Подавая Сталину на подпись
 ордер на арест своей жены, Поскребышев попросил простить её. Сталин подписал
 ордер: "Найдем тебе бабу". А несчастную Брониславу Соломоновну, продержав
 три года в тюрьме, расстреляли.
 
 Женой Якова Джугашвили была танцовщица Юлия Мельцер. Когда Яков оказался в
 фашистском плену, Сталин отдал Берии распоряжение: "А эту одесскую еврейку в
 Красноярский край. Пусть погреется под сибирским солнцем...." Кто-то заметил,
 что, если Юлия будет среди людей,
 слухи о Якове получат подтверждение. Лучше уж ее в тюрьму, в одиночку.
 Сталин согласился. А вот Екатерину Давидовну Ворошилову не арестовали.
 Говорят, когда за ней пришли люди Берии, Климент Ефремович несколько раз
 предупредительно выстрелил из револьвера в потолок. Запросили Сталина. "А черт с ним", сказал "отец народов". Около пяти лет пробыла Жемчужина в ГУЛАГе. После ее смерти постаревший Молотов сказал интервьюеру: "Мне выпало большое счастье, что она была моей женой. И красивая, и умная, а главное настоящий
 большевик..."  У Николая Ивановича Бухарина было даже две еврейские жены:
 Эсфирь Исаевна Гурвич и юная дочь большевика Ларина (Михаила Лурье) Анна.
 При аресте у нее отняли годовалого сына. Почти двадцать лет она не видела
 его. Мальчик вырос в детдоме с чужим именем, не зная, кто его отец.
 
 А вот еще факты без комментариев. Супругой мудрого российского министра
 Сергея Юльевича Витте была еврейская женщина. Да и сам он был потомком одной
 из дочерей петровского канцлера Шафирова. Лиля Брик одно время была женой
 героя Гражданской войны
 легендарного комкора В.М. Примакова. А супругой знаменитого Бориса
 Савенкова некая Е.И. Зильберг. Легендарный Николай Щорс был женат на еврейке
 Фруме. Их дочь Валентина вышла замуж за известного советского физика Исаака
 Марковича Халатникова. В дневнике Корнея Ивановича Чуковского 12 марта 1967
 года есть запись: "Жена анархиста Кропоткина еврейка". Почему этот факт
 остановил
 внимание Чуковского? Не потому ли, что матерью его талантливых детей и
 хозяйкой дома была еврейская женщина? Надо сказать, что немало русских
 писателей сделали такой же выбор. Это и Леонид Андреев, и Аркадий Гайдар, и
 Владимир Тендряков. У блестящего русского
писателя Владимира Набокова было два романа с еврейками. Третья, Вера
 Слоним, стала его женой, любимой до конца дней. Они встретились за границей,
 куда семья Слоним бежала от большевиков, так же, как и семья русских
 аристократов Набоковых, принципиальных борцов с антисемитизмом.

 Русских мужчин привлекала некая экзотичность еврейских девушек, которым, в
 свою очередь, "нравилась мужественность и бравость" славянских парней... И о
 женах. ... Когда пытались арестовать жену Ворошилова, то тот начал палить
 из, кажись, нагана, не разрешая никакого
 ареста. Позвонили к Сталину. Рассказали что происходит. Сталин рассмеялся и
 сказал: "Ну ворошиловский стрелок! Ладно, оставьте их." И ареста не было,


 просто жен своих любить надо. Вот и все.

 

наверх