14 мая 2008. Исполняется 75 лет Александру Аскольдову, "режиссеру одного
фильма", впервые в советском кино
осмелившемуся сказать о евреях и Холокосте, и за признанный ныне шедевр
мирового кинематографа растоптанному властью.
Когда в 1939 году арестовали отца и мать, он, пятилетний, ночью прибежал в
знакомую еврейскую многодетную семью - и они укрыли, спасли "сына врагов
народа". Потом он сумел выбиться "в люди", после университета
стал чиновником культуры, референтом министра культуры и бросил карьеру,
поступил на Высшие режиссерские курсы и получил право снять выпускной фильм.
По какому-то невероятному стечению обстоятельств ему удалось "протащить"
сценарий по коротенькому рассказу Гроссмана "Это было в Бердичеве" (ему
говорили: "Ты хороший мужик, но на кой дались тебе эти евреи!"), потом снять
сам фильм, который был показан только один раз, в 1967 году - приемной
комиссии.
Сейчас фильм "Комиссар" во всех киноэнциклопедиях (кроме российских)
называется одним из лучших произведений мирового кино, в 80-90-е гг. он
получил множество призов на престижнейших кинофестивалях,
Нонну Мордюкову Британская энциклопедия назвала одной из десяти лучших
актрис ХХ века именно за роль в "Комиссаре". Это совершенно уникальный
случай - фильм получил все свои международные награды почти
через четверть века после своего создания.
Действие фильма происходит во время Гражданской войны. Героиня комиссар
Красной Армии (Нонна
Мордюкова) привыкла к суровой, мужской военной жизни, и казалось бы, в ней
не осталось ничего женского, но когда полк останавливается в местечке, она
обнаруживает, что беременна. Она в ужасе, рожать она приходит в семью
бедного многодетного еврея Магазанника (Ролан Быков). Там она оказывается
среди людей совсем другой жизни, живущих совсем другими заботами, чем
мировая революция, там,
окруженная "еврейскими" хлопотами о будущем ребенке, она постепенно
"оттаивает". Но, когда уже с новорожденным на руках, она видит, как уходит
ее полк, она оставляет своего младенца у приютившей ее семьи - и бросается
вслед за своими боевыми товарищами Финал фильма: "марш обреченных" через
двадцать лет евреи местечка идут в печи и рвы Холокоста+
За этот фильм Александра Аскольдова исключили из партии, уволили с работы с
формулировкой "профнепригоден", годами длилось судебное преследование о
"растрате в особо крупных размерах" (имелся в виду сам факт создания такого
фильма). Ролан Быков о нем писал: "Аскольдов
делал эту картину поразительно одиноко, и все, кто поддерживал его, предали
его, когда она вышла. И его стали бить. Вы знаете, и нас
всех били, но так жестоко не били никого. Я не знаю человека, больше
пострадавшего в нашем искусстве, чем Аскольдов". "Самая трагическая судьба
нашего кино это Аскольдов" (знаменитый мультипликатор Юрий Норштейн).
Конечно, дело было в том, что на Гражданскую войну Аскольдов посмотрел
> совсем не так, как видится она во всенародно любимом "Белом солнце пустыни",> конечно, "не принято" было вообще упоминать, что рядом живут евреи, но самую
большую ярость вызвала финальная сцена
(стилистику которой позаимствовал, "процитировал" Спилберг в своем "Списке
Шиндлера"). Когда уже в "перестройку" пленку достали из
архива, от ее создателя потребовали одно-единственное, но главное -
"вырезать Холокост"
Сейчас Александр Яковлевич Аскольдов живет в Германии, не любит приезжать на
родину, где до сих пор чувствует на себе косые, а то и ненавидящие взгляды
бывших коллег.
И нашей стране, её русскоязычной общине в особенности, не грех помнить таких людей - своей судьбой заплативших за правду о судьбе нашего народа.
Я хочу вам предложить одно стихотворение: Его написал замечательной души
человек, Александр Державец.
ЖИЛ ЧЕЛОВЕК ХОРОШИЙ
=======================
Собаки лают где-то,
Гремит пальба иль гром.
Сосед мне по секрету
Шепнул: "будет погром".
Совет небрежно брошен,
Чтоб прятался скорей:
"Ты человек хороший,
Но все-таки еврей".
Жил человек хороший
Да вот беда - еврей,
Клейменный словно лошадь
На родине своей.
Он верил идеалам,
И думал, все равны.
Наивный этот малый -
Не знал своей страны.
Мой прадед при погроме
Погиб в расцвете лет.
Семьей не похоронен
Пропавший в гетто дед.
На фронте стал калекой
Отец в сорок втором,
Но минуло полвека,
Я снова жду погром.
Жил человек хороший,
Да, вот беда - еврей,
Клейменный словно лошадь
На родине своей.
Он верил идеалам,
И думал все равны.
Наивный этот малый -
Не знал своей страны.
Был Родиной отринут,
И долго горевал.
Наверное чужбину
Я Родиной считал.
Теперь все это в прошлом
Грусти или жалей.
Жил человек хороший,
"Но все-таки еврей".
Лариса Васильева в своей книге "Кремлевские жены" повторяет убогую сплетню о
том, что некий "еврейский центр" повелел молодым еврейкам выходить замуж за
русских мужчин, стремящихся к власти, всемерно содействовать этим мужчинам и
"направлять их властную деятельность" по руслу, нужному этому "еврейскому
центру". Васильева считает также, что русских мужчин привлекала некая
экзотичность
еврейских девушек, которым, в свою очередь, "нравилась мужественность и
бравость" славянских парней.
Число таких браков действительно резко возросло в начале прошлого века в
России. Но причины, конечно, поглубже: не в последнюю очередь общие цели,
совместная работа и стремление "отречься от старого мира" и его обычаев; а
может быть, революционерки из местечек просто утверждали так свою
независимость от требований иудаизма или шли путем, указанным вождями: ведь
Маркс и Ленин не видели для евреев другого пути, кроме физической ассимиляции. Цель нашей не очень серьезной заметки сообщить факты, возможно, не всем известные. А над причинами большого числа еврейско-русских браков романтического периода революции наш читатель может поразмышлять сам.
В архангельской ссылке молодая эсерка Голда Горбман приглянулась рабочему
парню Климу Ворошилову. Брак их был разрешен при условии венчания в церкви.
Невеста приняла православие и стала Екатериной. На родине Голды в
присутствии всего населения местечка раввин
предал ее проклятию (херему), на еврейском кладбище появилась условная
могилка, к которой безутешные родители Голды приходили помянуть потерянную
дочь. А полувековой брак Екатерины Давидовны и Климента Ефремовича оказался
на редкость гармоничным. Своих детей у них не было, но они вырастили пятерых
приемных, среди которых и двое детишек Михаила Фрунзе. Вспоминает их
невестка:
В Бабьем Яре у Екатерины Давидовны погибла родная сестра с ребенком. И без
того немногословная, она стала еще молчаливей, но когда
возникло государство Израиль, она не сдержалась: "Вот теперь и у нас тоже
есть родина".
Несколько фактов без комментариев и подробностей: жены С.М. Кирова, Г.В.
Плеханова, М.Г. Первухина были еврейками. Еврейские жены
Ежова, Рыкова (сестра архитектора Иофана), Каменева (сестра Троцкого) были
уничтожены Сталиным еще до войны.
В 1921 году на совещании в Москве В.М. Молотов приметил хорошенькую
смышленую Полину Жемчужину. Домой в Запорожье она
уже не вернулась и вскоре стала женой Вячеслава Михайловича. Однако только
роль жены аппаратчика ее не устраивала. Очень умная и властная, Полина
Семеновна Жемчужина (настоящее её имя Перл Карповская) много работала и в
разные годы была даже наркомом пищевой и рыбной промышленности. В 1948 году
на официальном приеме в доме Молотовых присутствовала Голда Меир, посол
нового государства Израиль. В своей книге Голда вспоминает: "Ко мне подошла
жена Молотова Жемчужина и сказала на идиш: "Я дочь еврейского народа"". Они беседовали довольно долго, и, прощаясь, Полина Семеновна сказала: "Всего вам хорошего.
Если у вас всё будет хорошо, всё будет хорошо и у всех евреев в мире".
В конце 1948 года Сталин приказал арестовать всех жен-евреек ближайших своих
соратников.. Арестовали жену Андреева Дору Моисеевну Хазан, жену Поскребышева
Брониславу Соломоновну, вдову Калинина (негодяям, видимо, казалась
подозрительной её эстонская фамилия). Арестовали и Полину Жемчужину. Сталин
проверял лояльность и преданность своих вассалов.
Жена Поскребышева была сестрой невестки Троцкого. Подавая Сталину на подпись
ордер на арест своей жены, Поскребышев попросил простить её. Сталин подписал
ордер: "Найдем тебе бабу". А несчастную Брониславу Соломоновну, продержав
три года в тюрьме, расстреляли.
Женой Якова Джугашвили была танцовщица Юлия Мельцер. Когда Яков оказался в
фашистском плену, Сталин отдал Берии распоряжение: "А эту одесскую еврейку в
Красноярский край. Пусть погреется под сибирским солнцем...." Кто-то заметил,
что, если Юлия будет среди людей,
слухи о Якове получат подтверждение. Лучше уж ее в тюрьму, в одиночку.
Сталин согласился. А вот Екатерину Давидовну Ворошилову не арестовали.
Говорят, когда за ней пришли люди Берии, Климент Ефремович несколько раз
предупредительно выстрелил из револьвера в потолок. Запросили Сталина. "А черт с ним", сказал "отец народов". Около пяти лет пробыла Жемчужина в ГУЛАГе. После ее смерти постаревший Молотов сказал интервьюеру: "Мне выпало большое счастье, что она была моей женой. И красивая, и умная, а главное настоящий
большевик..." У Николая Ивановича Бухарина было даже две еврейские жены:
Эсфирь Исаевна Гурвич и юная дочь большевика Ларина (Михаила Лурье) Анна.
При аресте у нее отняли годовалого сына. Почти двадцать лет она не видела
его. Мальчик вырос в детдоме с чужим именем, не зная, кто его отец.
А вот еще факты без комментариев. Супругой мудрого российского министра
Сергея Юльевича Витте была еврейская женщина. Да и сам он был потомком одной
из дочерей петровского канцлера Шафирова. Лиля Брик одно время была женой
героя Гражданской войны
легендарного комкора В.М. Примакова. А супругой знаменитого Бориса
Савенкова некая Е.И. Зильберг. Легендарный Николай Щорс был женат на еврейке
Фруме. Их дочь Валентина вышла замуж за известного советского физика Исаака
Марковича Халатникова. В дневнике Корнея Ивановича Чуковского 12 марта 1967
года есть запись: "Жена анархиста Кропоткина еврейка". Почему этот факт
остановил
внимание Чуковского? Не потому ли, что матерью его талантливых детей и
хозяйкой дома была еврейская женщина? Надо сказать, что немало русских
писателей сделали такой же выбор. Это и Леонид Андреев, и Аркадий Гайдар, и
Владимир Тендряков. У блестящего русского
писателя Владимира Набокова было два романа с еврейками. Третья, Вера
Слоним, стала его женой, любимой до конца дней. Они встретились за границей,
куда семья Слоним бежала от большевиков, так же, как и семья русских
аристократов Набоковых, принципиальных борцов с антисемитизмом.
Русских мужчин привлекала некая экзотичность еврейских девушек, которым, в
свою очередь, "нравилась мужественность и бравость" славянских парней... И о
женах. ... Когда пытались арестовать жену Ворошилова, то тот начал палить
из, кажись, нагана, не разрешая никакого
ареста. Позвонили к Сталину. Рассказали что происходит. Сталин рассмеялся и
сказал: "Ну ворошиловский стрелок! Ладно, оставьте их." И ареста не было,
просто жен своих любить надо. Вот и все.