Свежие комментарии

  • Сергей Кноблох
    Бред сивой собаки!«Россия раздавит ...
  • princeValery Tsytsak
    О любви иначе, чем хотелось бы иным.. С годами розы краше и нижней. Мы в молодости их не замечаем. Так и любовь,...Межнациональный С...
  • princeValery Tsytsak
    Розы зимой. Фото Князь-ЦыцакМежнациональный С...

Еврейский народный орнамент

 

        Ни один народ  не жил в таких условиях, как еврейский, -в вечных скитаниях и скромном материальном достатке. Ни одна религия так не препятствовала развитию искусств, как еврейская, и потому чисто демонстративная сторона этого искусства выглядит совсем не так , как у других народов. Основные ограничения на изобразительную сторону еврейского искусства шли от заповеди «Не сотвори себе кумира», поэтому допускалось оно только в декоративной форме.

Синагоги ,предметы культового быта, надгробия, общинные книги-пинкосы - должны были только украшаться, но не в коем случае не иллюстрироваться .Самые серьезные идеи и мысли  должны были быть изображены только декоративно.

Синагоги никогда не заказывали художникам картины, и те были свободны в полете своей фантазии…В качестве примера, можно привести декорум Могилевской синагоги, который состоял из 12 композиций, изображавших фантастических птиц, змей, зверей, городские пейзажи, деревья.

“…Сверху, в небе, звезды рассыпаются в виде цветов. Птица в воде хватает рыбу. На земле лиса несет в зубах птицу. Медведь лезет на дерево в поисках меда. Птицы несут в клювах змей. Летящие и бегущие фигуры в действительности являются людьми. Сквозь маски зверей и птиц они смотрят человеческими глазами.

Разве не видно лицо раввина в изображении льва среди знаков Зодиака из росписи могилевской синагоги?.. Можно видеть, как все это льется, как из рога изобилия, как рука виртуоза не устает и не задерживает быстрого течения мыслей…” — писал о своих впечатлениях от увиденной деревянной синагоги в Могилеве один известный художник

Художник просто не имел права рисовать человеческие фигуры, и потому внес «человечность» в “изображение зверей, птиц , превратившихся в символы еврейской жизни.

роспись Могилевской синагоги

Их внешний вид, динамика их фигур, весь их облик настолько наполнены «человеческим» содержанием, что скорее напоминают иллюстрации к хасидским историям о переселении душ. 

Оригинальность и вместе с тем традиционность являются характерными чертами искусства еврейских надгробий, часто отличающихся богатством декора и разнообразием символики. Изучение еврейских надгробий дает обширный исторический материал не только по эпиграфике, но и по истории еврейского искусства с древних времен до настоящего времени .

В еврейских катакомбах в Риме на надгробиях (закрывающих ниши) вместе с надписями часто встречаются изображения меноры, свитка Торы, лулава и этрога, ножа для обряда обрезания, плода граната и т. д., однако на некоторых саркофагах римские классические (языческие) мотивы сочетаются с еврейскими символами (например, менора, поддерживаемая ангелоподобными фигурами в античном стиле; 4 в.). Надгробия римских легионеров с еврейскими символами и именами обнаружены на бывших территории Дакии (2–3 вв.; ныне Румыния) и Паннонии (3–4 вв.; ныне Венгрия).

На одном из еврейских надгробий 2–5 вв. близ г. Мцхета (Грузия) имеются изображения сосуда для елея, чаши, хлеба, пальмовой ветви — комплект предметов, связанных с храмовой службой (видимо, могила левита). В Крыму на надгробиях 3–4 вв. также встречаются еврейские символы, а на Таманском полуострове на надгробиях, относимых к 8–9 вв., на лицевой стороне выбиты менора, жезл Аарона, шофар, а на оборотной обнаружены нееврейские племенные знаки тюркских кочевников; предполагается, что это могилы хазар-иудеев

Средневековые надгробия, сохранившиеся в Европе (Испания, Италия), предельно скромны, на них нет даже простого орнамента и лишь изредка встречается грубо выгравированная менора (свидетельство принадлежности к еврейству и символ вечного света).

В эпоху Ренессанса сефардские надгробия в Европе (за исключением Лондона) отличались пышностью, украшались барельефами на сюжеты, связанные с библейским героем, имя которого носил усопший, увенчивались семейными гербами и даже рыцарскими шлемами и доспехами (у потомков марранов), в то время как в Северной Африке и на Востоке надгробия продолжали оставаться традиционно скромными. На ашкеназских надгробиях даже аллегорические фигуры были чрезвычайно редки, но часто использовались символы, отражавшие религиозный и общественный статус умершего, его профессию, личные достоинства и т. д. Выработался лаконичный язык символов, указы­ваю­щих на принадлежность могилы: кисти рук в традиционном благословляющем жесте  — могила кохена; древние музыкальные инструменты или кувшин — могила левита; руки над зажженными свечами или горящие свечи в субботних подсвечниках— могила женщины; стадо без пастуха, открытая книга или несколько корешков книг с названиями — могила раввина или автора религиозных сочинений; гусиное перо (отдельно или в руке) — переписчика священных текстов; ножницы — портного; цепочка или другие украшения — ювелира; коробка или кружка для сбора пожертвований, рука, подающая милостыню, указывали на щедрость покойного и т. д.

надгробие, г.Олынка(Украина)

 Изображения животных служили обозначением личных имен: лев — Лейб (Арье) или Иехуда; олень — Хирш (Цви), голубь — Иона, рыба — Фишл, птица — Фейга (Циппора) и т. д.

надгробие, г.Винница (Украина)

Даже сама смерть обозначалась определенной символикой: разбитые сосуд или лодка, надломленная свеча, перевернутый погасший светильник, упавшая корона, рука, сломавшая ветвь (только на надгробиях женщин; количество плодов на ветви указывало на число детей умершей; на девичьих надгробиях число цветков соответствовало прожитым годам), и т. д. В Центральной и Восточной Европе развился своеобразный стиль орнамента с использованием растительных и зооморфных мотивов, особенно в рамке вокруг эпитафии. Но и сама эпитафия, благодаря эмоционально-выразительному начертанию еврейских букв и варьированию их ширины часто становилась основным декоративным элементом надгробия. 

 Поэтическое видение мира, наивный примитивизм, отрешенность от повседневности и внутренняя гармония характерны для еврейских надгробий, созданных анонимными еврейскими камнерезами, профессия которых зачастую была потомственной.

Несомненно, на развитие еврейского прикладного искусства огромное влияние оказала Тора. Тора - верховный авторитет иудаизма, наивысший авторитет израильтян. Как наука Тора содержит основной ее признак – знание. В Торе много символики потому, что символы очень сильно влияют на сознание человека. Тора рассматривает вечные вопросы межчеловеческих отношений и отношений человека с Богом — как на сознательном, так и на подсознательном уровне.

 

фрагмент мантии Торы, г. Кременец

Одним из центральных символов еврейского искусства, встречающимся уже на саркофагах эллинистического периода, является Менора, ее резное изображение( или вазона с древом Жизни) часто фланкировали парные животные, по сторонам стояли витые колонки с бегущей виноградной гроздью, напоминающие об утраченном и чаянном Иерусалимском храме.

 

надгробие,г.Кременчуг(Украина)

Менора (семисвечник) – главный символ восстановления разрушенного Храма в Иерусалиме. Исследователи связывают менору с мотивом Мирового Древа или Древа Жизни (в Книге Притч сказано про Тору: "Древо Жизни она для придерживающихся ее")

Среди изображений встречаются символические музыкальные инструменты на деревьях, архитектурные мотивы, навеваемые темой разрушенного Храма, популярны изображения трех зайцев или рыб в круге — символа движения времени и многие другие сюжеты.

 

надгробие ,1850г.,г.Старо-Константинов.

Произведения еврейского искусства также украшены огромным количеством необычных растений и животных, многие из которых рождаются из мифов и преданий народных и приобретают символическое значение.

К таким символам, которые стали традиционными в еврейском искусстве, принадлежат изображения льва - символа храбрости, орла - легкости, власти, оленя - быстроты и легкости, рыбы - полодовитости, журавля - символа преданности (согласно хасидским легендам), зайцев, птиц и другой живности.

надгробие,1852г.,г. Дубно

Наряду о обычными животными на страницах книг и рукописей нашли место мифические: Лефиафан - мессианский символ, единорог - символ чистоты и верности, грифоны (их иногда отождествляют с херувимами), змеи - мудрые и важные, химерные рыбы с головами птиц и др.

Растительный орнамент, как и зооморфный, напоминает о земле предков: традиционная для евреев виноградная лоза, пальмовые ветви, цветы лотоса, изображения дерева жизни имеют не только декоративный характер, а и символическое значение.

Еврейское народное искусство кроме большой художественной ценности несет в себе ценность исторического документа, зафиксировавшего духовное состояние народа.

Оно имеет долгую историю, глубокие корни, все его проявления базируются на традиции еврейской религиозной жизни, верованиях, тоске по оставленной родине, мечтах вернуться в родной дом, на свою землю. Может, именно поэтому практически все произведения прикладного искусства насыщены одновременно богатым колоритом восточного орнаментного стиля и элементами декора культурных традиций той местности, где проживает еврейская община.

 Википедия;

"Символы синагогальной архитектуры" Ольга Орлова;

"Еврейский народный орнамент",С Юдовин, М.Малкин.

 

Картина дня

наверх