Свежие комментарии

  • Сергей Кноблох
    Бред сивой собаки!«Россия раздавит ...
  • princeValery Tsytsak
    О любви иначе, чем хотелось бы иным.. С годами розы краше и нижней. Мы в молодости их не замечаем. Так и любовь,...Межнациональный С...
  • princeValery Tsytsak
    Розы зимой. Фото Князь-ЦыцакМежнациональный С...

Бейт Альфа

Это поселение не упоминается в каких-либо библейских источниках. Его арабское название Бейт-Ильфа появляется впервые в отчёте германского консула в 1857 году, а ивритское - в путеводителе 1891 года. На этих землях в 1922 году обосновался киббуц, члены которого, совершенно случайно, обнаружили в 1928 году развалины сооружения, оказавшегося остатками древней синагоги византийского периода. Работы продолжила группа археологов-исследователей под руководством проф. Э.Л.Сукеника из Еврейского Университета в Иерусалиме. А более масштабные раскопки обнаружили в 1962 году ряд дополнительных строений.
  Синагога представляет собой типичный образец строений подобного назначения, относящийся к византийскому периоду. Многие справочники датируют её постройку VI-м веком, руководствуясь упоминанием в найденном тексте мозаики имени византийского императора Юстина I, правление которого приходится на 518-527 г.г. Выводы исследователей указывают на то, что мозаики появились на более ранних фундаментах, в процессе более поздней реконструкции здания. Таким образом, с большим процентом уверенности, можно утверждать, что появление первого здания синагоги относится ко второй половине V-ого века.
  Оригинальное здание синагоги с размерами 27.

7 х 14.2 метров включало в себя двор (атриум 11.9 х 9.65 м.), облицованный мозаикой, зал, галерею, ряд коридоров и дополнительных помещений. Два ряда колонн делили центральный зал на базилику и два прохода (шириной 2.57 м.). Строение в целом, было традиционно направлено на юго-запад, в сторону Иерусалима. На южной стене (толщина стен 0.7 - 0.85 м.) находилась ниша глубиной 2.4 м., выдававшаяся наружу из здания. По всей видимости, здесь располагался арон ха-кодеш. В центре ниши археологи обнаружили небольшую яму, покрытую каменными плитами, в которой несомненно сохранялся архив (гениза) синагоги. Крыша здания была покрыта черепицей, обломки которой были найдены в центральном зале. Так называемая «эзрат нашим» - «женская часть» - находилась в галерее, над переходами. Многое говорит о том, что у синагоги был второй этаж, если не над всем зданием, то, по крайней мере, над его определенными частями.
  И, наконец, главная достопримечательность синагоги - прекрасно сохранившаяся мозаика. Она требует отдельного подробного описания. Мозаика была расположена в центре молитвенного зала. Она состоит из трех частей. В первой, верхней, основным элементом является арон ха-кодеш - шкаф со священными свитками. Над ним «нэр ха-тамид» - «постоянный огонь» - постоянно горевшая свеча (или свечи). А по бокам - две птицы, символизирующие собой присутствие божественных существ, херувимов. Непременные семисвечные меноры; внизу - два льва, символизирующие колено Иуды (Иудеи); этроги, пальмовые ветви, шофары, храмовые принадлежности и шторы (парохет), закрывающие шкаф со свитками Торы. Средняя, центральная часть мозаики, отдана 12-ти знакам Зодиака. Они расположены вокруг круга, в котором изображён Восход Солнца. В представлении некоторых исследователей - это женский образ, других - бог солнца Гелиос (Гелий). Но, как бы то ни было, этот образ взлетает ввысь на колеснице, запряженной четвёркой огнедышащих коней. Это полностью совпадает с одним из греческих мифов, согласно которому Гелиос каждое утро, с Востока, выезжает на подобной колеснице, а вечером спускается в Океан, на Западе. Посему, примем вторую версию и укажем на то, что над каждым знаком Зодиака расположена надпись на иврите, а по углам (над внешней стороной круга) расположены символические изображения четырёх времён года.
  И, наконец, третья, нижняя часть мозаики полностью посвящена одному из библейских сюжетов: жертвоприношению Авраамом своего сына Ицхака (Бэрешит 22/1-19). Изложим вкратце события...
  К своим ста тридцати семи годам Авраам подошёл, пройдя все мыслимые и немыслимые испытания. Осталось последнее: Бог повелел Аврааму принести в жертву своего любимого сына Ицхака, которому исполнилось к тому часу тридцать семь лет. Для Авраама не существовало варианта обсуждения Б-жественного предписания, он лишь произнес Ицхаку: «Вс-вышний Сам выберет овцу для жертвы, а если нет, то овцой будешь ты». По трактовке Рамбама, Б-г желал не столько испытать Авраама, сколько создать, посредством его примера, эталон человеческой любви к Б-гу и преданности человека Б-жьей воле.
  Ицхак продемонстрировал высшую степень смирения, отец с помутнившимся взглядом занёс над сыном нож и ... У этой истории счастливый конец: горячие слёзы ангелов, обрушившись с неба, расплавили нож. В жертву был принесен агнец, запутавшийся рогами в ближайших кустах. И да исполнятся слова Вс-вышнего: «Я благословлять буду тебя, ... и благословятся в потомстве твоём все народы земли за то, что ты послушался голоса Моего».
  Мастера, изготовившие мозаику (подробнее о них смотри ниже), изобразили всех участников события не особенно углубляясь в библейский текст. Чтобы исключить разночтения они даже написали их имена на иврите. Действительно, может возникнуть вопрос, почему Ицхак изображен ребёнком и почему Ишмаэль и Элиэзер находятся на одном уровне с Авраамом и Ицхаком, в то время, как Авраам не взял их на гору Мориа? Но отнесём это на условность стиля мастеров и расскажем, наконец, немного о них самих…
  На этот раз, нам сопутствует счастливый случай, позволяющий узнать имена мастеров из текста таблички, написанного на греческом и арамейском языках. Она располагается прямо под сценой жертвоприношения, имеет размеры 119 х 27.5 см. и буквы размером в 4.5 см. Из текста следует, что мастерами являются некие Марианус и Ханан (его сын). Судя по всему, они жители Бейт-Шеана и в Бейт-Альфа выполняли заказную работу. Они - авторы мозаики синагоги в Бейт-Шеане, очевидно, как и в ряде других мест. Остаётся добавить, что техника изготовления мозаики, использование многообразных выразительных жанровых средств, свободное владение орнаментикой - свидетельствуют о добротности навыков мастеров и следует поблагодарить Его Величество Случай, донесший до нас столь впечатляющий образец оформления синагоги византийского периода.

Картина дня

наверх