На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Такой разный Израиль...

1 529 подписчиков

Донна Грация - национальная героиня

"Донна Грация родилась в 1510 году в богатой еврейской семье Наси, которая из-за угрозы инквизиции была вынуждена принять католичество. При рождении ее нарекли испанским именем — Беатриче де Луна. О своем еврейском имени — Хана, она узнала лишь в двенадцатилетнем возрасте. Жизнь «новых христиан» в те годы была чрезвычайно сложной. Их презрительно называли «марранос» (свиньи) и хотя они регулярно посещали католические соборы, но в тайне продолжали соблюдать еврейские традиции. Она рано вышла замуж, и очень рано овдовела. Мужем 18-летней Беатриче (Ханы) был 60-летний богатый торговец, разбогатевший на торговле пряностями — марран Франциско Мендес (Цемах Бен-Беништа). Его брат Диего (Меир) был женат на сестре Беатриче – Брианде (Малке).


Где бы ни приходилось жить этой удивительной женщине, она всегда помнила о своем многострадальном народе. Как истинная еврейка, зная о бедственном положении своих соплеменников, она оказывала им бескорыстную помощь (мицвот), за что и получила прозвище в народе – дона Грация, что в переводе с латыни означает «милостивая». Под этим именем Беатриче — Хана и вошла в историю. Ее благотворительность проявилась в высшей степени, когда она решила купить землю для изгнанных с Пиренеев евреев. На ее деньги строились приюты для сирот и больницы. Но одно из великих деяний доны Грации на благо еврейского народа – это издание Танаха в количестве 100 штук на языке ладино (язык средиземноморских евреев). До наших дней дошли всего лишь два экземпляра этого издания; один хранится в музее иудаизма в Нью-Йорке, другой – факсимиле в Иерусалиме.
Донна Грация является образцом и примером предводительства женщины – настоящей бизнес-вумен 16 века. Она была настолько богата, что могла приобрести целое государство, и считалась намного богаче некоторых императоров тех времен. Огромный флот, банки и торговля приносили большие доходы семейству Мендес, что не могло не обратить внимания власть имущих.


Например, король Карл Пятый, мечтавший заполучить богатство молодых вдовушек, предлагает склонить Беатриче-Хану к выгодному для себя браку с членом испанской королевской фамилии. Но ей пришлось пойти на некоторые уловки, чтобы уйти от этого предложения. Под видом приготовления к свадьбе, она вместе с сестрой и дочерью уезжают в Венецию в намерении быть подальше от королевского двора. Но и в Венеции, они не смогли прожить спокойно. Дело в том, что брат Франиско Диего, умирая составил странное завещание. С целью сохранения громадных средств, все состояние завещалось Бетриче. Но подогреваемая сплетнями недоброжелателей Брианда доносит на старшую сестру о ее тайном еврействе, что неминуемо привело их обоих к заточению. Через своего племянника Иосефа, Бетриче просит защиты у султана Оттоманской империи Сулеймана Великолепного.
Сын покойного брата доны Грации – Иосеф был не только близким другом сына султана, но и его экономическим советником. Оказывая ему неоценимые услуги, дон Иосеф и сам пользовался множественными благами в устройстве своих торговых дел. Иосеф –ha- Наси был наместником султана Селима второго в Валахии и на Кипре. Султан Селим подарил ему остров Наксос вблизи Кипра и дал ему титул герцога Наксоского.
В те годы османские власти открыли врата Стамбула для евреев, изгнанных из Испании, где их преследовала инквизиция. Во второй половине 16 века начинается возрождение старых и образование новых религиозных образовательных и культурных еврейских центров в странах Восточного Средиземноморья.

Возрождение г. Тверии.
Донна Грация выкупила Тверию у турецкого султана, чтобы основать в этом городе дом еврейского народа. На ее средства в 1565 году, город был обустроен. Несмотря на сопротивление местных христиан и мусульман, город удалось обнести крепостной стеной (1564). Но, неизвестно, намеривались ли дона Грация и дон Иосеф учредить в Эрец-Исраэль еврейское государство чтобы создать там убежище для испанских изгнанников или новый центр прибыльного производства шерстяных и шелковых тканей.
Обустроенная Тверия стала привлекать евреев из ближних и дальних мест – от Цфата до Йемена. Она превратилась в процветающий еврейский город и важный центр изучения Торы. Смерть султана Селима (1574), друга и покровителя Иосефа Наси, положила конец плану превращения Тверии в главный религиозно-общественный центр Эрец-Исраэль. Иосеф скончался спустя пять лет после смерти султана. Его соперник маран Шломо Ибн Яиш, достигший высокого положения при дворе султана Мурада третьего, оказывал большое влияние на внешнюю политику Турции. За что и получил от султана в аренду этот город и послал туда наместником своего сына Якова. Яков же в свою очередь преобразил город, построив в нем много новых зданий..."

Это фрагмент статьи замечательной Ханы Рафаэль.

Для особо любознательных статья целиком находится по адресу

 http://tveria.israelinfo.ru/persons/33 

Картина дня

наверх