На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Такой разный Израиль...

1 528 подписчиков

Восстание евреев в Луцке

 
> >
> > Восстание евреев
> > в Луцке
> >
> > Еще до
> > восстания
> > в Варшавском гетто немцам
> > понадобилась бронетехника,
> > чтобы сломить бешенное
> > сопротивление безоружных
> > евреев в одном из украинских
> > городков. Они шли на
> > смерть, распевая советский
> гимн
> > и древние молитвы.

В Израиле,
> > России, Украине о
> > них предпочитают не
> > вспоминать.
> >
> >
> >
> > Но ни в
> > Иерусалиме, ни в Берлине
> никто
> > даже не вспомнил, что ровно 67
> лет
> > назад, в
> > декабре 1942-го, на западе
> Украины
> > произошел один из первых
> > случаев, когда
> > регулярные части вермахта,
> > спецподразделения СС, и
> отряды
> > украинских
> > националистов столкнулись с
> > ожесточенным сопротивлением
> > почти безоружных
> > евреев. В рабочем лагере
> Луцка 500
> > еврейских мужчин, чьи
> родители,
> > жены и дети,
> > к тому времени уже были
> > уничтожены, решили умереть в
> бою,
> > осознавая, что не
> > имеют ни малейшего шанса не
> то,
> > чтобы победить, но хотя бы
> > выжить. Это
> > произошло за
> > четыре месяца до начала
> > знаменитого восстания в
> > Варшавском гетто, не сразу,
> но
> > все же признанного с
> > годами частью национального
> > исторического наследия
> > израильтян.
> >
> >
> >
> >
> >
> > Это же восстание,
> > поднятое советскими евреями
> > в западно-украинском городке
> > Луцк на Волыни, было
> практически
> > всеми забыто.
> > Даже на сайте "Яд Вашем"
> > одной из первых попыток
> > организованного
> > сопротивления евреев в
> период
> > Холокоста посвящены лишь
> > какие-то шесть строк.

> > Еще меньше места отведено
> > "луцкому восстанию" в
> > монументальном
> > энциклопедическом труде
> > "Холокост на территории
> > СССР", изданном в
> > 2009 году в Москве. Так почему
> же
> > волынская "Масада"
> > оказалась
> > "лишней" для израильского и
> > российского исторического
> > наследия, не говоря
> > уже об украинском "эпосе"?
> > Это объясняется как
> > географическим
> > расположением Луцка, лишь в
> > сентябре 1939-го отторгнутого
> > Красной армией от
> > Польши, так и политическими
> > взглядами участников
> восстания,
> > бросавшихся на
> > пулеметы с советским гимном
> и
> > молитвой "Шма Исраэль" на
> > устах.
> >
> >
> >
> > Луцк
> > был одним из
> > первых и крупнейших центров
> > расселения евреев в Западной
> > Украине. Еврейская
> > община существовала здесь
> уже в
> > 14 веке. В этом же городе
> > появилась одна из
> > первых крупных синагог всего
> > Волынского региона,
> построенная
> > в 1626-28 годах
> > (нацисты превратили ее в
> склад
> > вещей, награбленных у евреев,
> > советские власти -
> > в спорткомплекс). К концу 19
> века
> > евреи составляли около 60% от
> > городского
> > населения. Как и по всей
> > Восточной Европе в
> последующие
> > несколько десятилетий
> > еврейскую молодежь Луцка
> > захлестнули политические
> страсти. Еврейские
> > парни и девушки
> > разделились на тех, кто
> мечтал о
> > далекой Палестине, и кто
> бредил
> > мировой
> > революцией. Последних было
> явно
> > больше. В 1917 - 20-х годах
> > большевистское
> > подполье Луцка состояло
> почти
> > полностью из евреев. Тогда же
> > социалисты и
> > сионисты организовали здесь
> > первые отряды еврейской
> > самообороны. Впоследствии
> > кто-то перебрался в
> Советскую
> > Россию или в Палестину,
> другие
> > влились во
> > всевозможные
> леворадикальные
> > группировки Польши и
> Западной
> > Украины. Оставшиеся
> > сионисты были
> репрессированы
> > НКВД после установления
> > советской власти осенью
> > 1939-го. Тех, кого не успели
> > сослать в Сибирь, держали в
> > луцкой тюрьме. Часть
> > содержавшихся в ней членов
> > сионистских организаций
> была
> > уничтожена во время массовой
> > расправы над заключенными,
> > учиненной чекистами 22 июня
> 1941-го,
> > перед отходом
> > из города. Остальным тогда же
> > удалось бежать, и полтора
> года
> > спустя некоторые
> > из них приняли участие в
> > "луцком восстании".
> >
> >
> >
> > 26 июня,
> > еще до
> > прихода нацистов, украинские
> > националисты начали
> уничтожать
> > евреев. На тот
> > момент еврейское население
> > Луцка составляло около 20000
> > человек, среди которых
> > кроме коренных жителей было
> > немало беженцев из Польши и
> > Литвы. Причем
> > значительная часть
> > мужчин-евреев до бегства
> > "советов" была мобилизована
> > в армию. В августе
> > 1941-го, на фоне
> > оголтелой пропаганды
> > украинских националистов, в
> > Луцке стали вводится
> > драконовские ограничения
> для
> > евреев. В октябре немцы
> отобрали
> > 500 еврейских
> > рабочих и ремесленников,
> > которых поместили в
> отдельный
> > "трудовой лагерь",
> > располагавшейся в здании
> бывшей
> > еврейской гимназии. В
> декабре
> > всех остальных
> > согнали в гетто. В
> > августе-сентябре 1942-го
> > подавляющее большинство
> луцких
> > евреев, 17000 человек, было
> > уничтожено. 12 декабря того же
> > года поступил приказ
> > о ликвидации "трудового
> > лагеря". Немцы и украинцы
> > выдвинулись к
> > зданию бывшей гимназии,
> чтобы
> > провести очередную
> обыденную
> > расправу над
> > беспомощными "жидами".
> > Поскольку происходило это за
> > четыре месяца до
> > восстания в Варшавском гетто,
> у
> > них и мысли не было, что евреи
> > способны оказать
> > организованное
> сопротивление.
> > Дальнейшие события лучше
> всего
> > воссозданы в
> > воспоминаниях одного из
> > немногих уцелевших
> участников
> > восстания, Шмуэля Шило из
> > киббуца Цеелим,
> сохранившихся в
> > Книге памяти луцких евреев
> > "Сефер
> > Луцк" (страница 519, далее
> > перевод с иврита): "Когда всех
> > людей
> > охватило отчаяние, встал
> > жестянщик Моше, и своим
> охрипшим
> > голосом объявил:
> > "Тамут нафши им плиштим!
> > (знаменитая фраза
> танахического?
> > Самсона, суть
> > которой: Погибну со своими
> > врагами). Евреи, не пойдем как
> > овцы на убой!
> > Хватайте топоры, ножи, и всё,
> что
> > попадется под руку, и
> погибнем с
> > честью!
> > Каждый, кто попытается
> > спрятаться и не поддержит
> > восстание - будет убит!".
> > Большинство евреев, и первыми
> -
> > члены организованной группы,
> > двинулись за ним.
> > Мужество, сокрытое в
> глубинах
> > душ, вырвалось наружу. Всех
> > охватила радость
> > обреченных. На столах
> появились
> > продукты, которые хранили на
> > "черный
> > день", и началась последняя
> > трапеза. Бутылки водки
> > передавались по кругу.
> > Опьянение перед боем зажгло
> > сердца, и евреи, которые лишь
> час
> > назад ходили со
> > склоненными головами, теперь
> > стояли гордые и готовые к
> > страшной схватке. Только
> > в одном углу сбились в кучку
> > евреи, облаченные в
> > "талиты", и
> > произносили молитву.
> >
> >
> >
> > Были
> > сооружены
> > заграждения возле дверей,
> > каждый получил рабочие
> орудия и
> > бутылки с кислотой.
> > Столы разобрали, и ножки от
> них
> > использовались как дубины.
> > Внутреннюю стену
> > разрушили, соорудив из
> каменных
> > блоков баррикады.
> > Рассвет предвещал начало
> > страшного дня.
> > Внезапно раздался крик
> > одного из парней:
> > "Смерть немцам!", и
> > деревянные брусья, каменные
> > блоки, бутылки с
> > кислотой полетели на головы
> > жандармов, а вместе с ними
> дикие
> > вопли:
> > "Кровь! Кровь за кровь!".
> > Раненные жандармы отступили.
> > Кислота лишила
> > зрения их командира!
> Жандармы,
> > рассредоточившиеся вокруг
> > лагеря, выглядели
> > шокированными и напуганными.
> Их
> > охватил страх! Радость
> > иллюзорной победы
> > распространилась среди
> евреев,
> > которые как один ринулись к
> > лестнице - в бой. С
> > огромным трудом Моше удалось
> > вернуть их на свои места.
> >
> >
> >
> > Вторая
> > атака
> > также была отбита.
> > С началом третей
> > атаки было решено: кинуться
> на
> > цепь жандармов, окружившую
> > лагерь, и погибнуть в
> > рукопашном бою. Братья стали
> > прощаться друг с другом.
> Сильные
> > продолжительные
> > рукопожатия. Отрешенные
> > взгляды.
> > "Шма Исраэль" - шептали
> > многие уста перед последним
> > броском.
> > Прозвучала команда, и здание
> > охватили языки пламени. С
> > громогласным пением
> > стали бросаться один за
> другим
> > пред искаженными в страхе
> > гримасами украинцев.
> > Цепь жандармов дрогнула и
> > начала отступать. А парни,
> > охваченные безумием,
> > карабкались на высокую
> колючую
> > проволоку. В моих ушах гремел
> > рокот пулеметов и
> > прерывистое пение
> советского
> > гимна. Масса обезумевших
> парней
> > карабкалась по
> > колючей проволоке, а
> пулеметные
> > очереди разрывали их на
> > куски".
> >
> >
> >
> > Согласно материалам
> > центра "Яд Вашем", в
> > подавлении восстания
> > участвовали не только
> > отряды украинской полиции, но
> и
> > немецкие подразделения.
> Чтобы
> > сломить бешенное
> > сопротивление почти
> безоружных
> > евреев им понадобилась
> > бронетехника. Нескольким
> > участникам восстания чудом
> > удалось выжить.
> >
> >
> >
> > О
> > волынской
> > "Масаде" нет не единого
> > упоминания, ни в израильских
> > учебниках по
> > истории Холокоста, ни в столь
> > популярных в России книгах о
> > Второй мировой
> > войне. Память о "луцком
> > восстании" оказалась для
> всех
> > чужой. Его
> > участники были
> > "ненормативными" борцами с
> > нацизмом. Для израильского
> > эпоса они чужие - "русские",
> > зараженные бациллой
> коммунизма,
> > которые
> > шли на смерть, распевая
> > советский гимн, а перед боем
> пили
> > водку. Для россиян
> > они тоже чужие - евреи "не
> > исконно" советских
> > территорий, в том числе
> > сионисты и религиозные
> иудеи,
> > которые гибли не за державу,
> а
> > отстаивали
> > собственное национальное
> > достоинство. Про украинцев
> > говорить излишне - луцкие
> > евреи сражались с теми, кого
> > нынешние самостийные власти
> > объявили героями.
> >

наверх