На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Такой разный Израиль...

1 529 подписчиков

Путешествие к праведнику.

У подножья горы Мирон, разделяя горный кряж на несколько возвышенностей протекают ручьи, за века размывшие ущелья в горной породе. Сегодня по ущельям проходят замечательные пешеходные маршруты, утопающие в зелени средиземноморской (библейской) растительности. К слову, природных зон, этого самого средиземноморского климата на нашем чудном земном шаре только 7%, и уж конечно проще всего насладиться им именно в Галилее, Самарии и Иудее.

В этот раз моя подруга уговорила меня подняться к развалинам Шаммай, к могиле праведника и по дороге я просто не могла оторваться от фотоаппарата, ох уж это Средиземноморье…
Поднимаясь по тропе, я поймала себя на мысли о когда-то слышанном: « как при жизни Гиллель и Шаммай, два великих мудреца, придерживались разных взглядов, так и после смерти они лежат на разных склонах одно ущелья, через овраг…». Могила Гиллеля находится в поселении Мирон, рядом с могилой РАШБИ. Шаммай похоронен на соседнем холме, на котором некогда находилось поселение Ткоа Галилейская, место где производили оливковое масло для Иерусалимского Храма.

Жили они на рубеже веков – первого до и первого новой эры в Иерусалиме.
Шаммай происходил из богатого иерусалимского рода, был строг и консервативен в своих суждениях и не давал спуску тем, кто так или иначе пытался обходить еврейские законы и традиции, дабы упростить свою жизнь.
Гиллель родился в бедной семье в Вавилоне. Он славился необычайной тягой к знаниям, и пришел в Иерусалим, дабы постичь «мудрость мира». Денег у юноши не было и ему часто приходилось заниматься тяжелым физическим трудом, чтобы хоть как-то заработать на хлеб и продолжить обучение. Став великим учителем, Гиллель более либерально относился к людям, он хотел, чтобы все евреи могли соблюдать законы, проявлял гибкость и снисхождение в запутанных ситуациях, пытаясь найти компромисс.


В те времена Шаммай и Гиллель вместе возглавляли Синедрион. Один из них носил титул «наси» — «президент» или «князь», а другой «ав-бет-дин» — «председатель суда». Их споры и диспуты были чрезвычайно острыми и интересными, а принятые в результате решения отличались мудростью и становились знаменитыми не только в Эрец-Исраэль, но и в других странах.
Впрочем, они составляли пятую пару (возглавлявшую Синедрион). Шаммай учился Шмаи и Афтальона (величайших мудрецов, происходивших из нееврейских семей и прошедших гиюр), а потом и у Гиллеля. В хронике Седер адорот (Порядок поколений) сказано: «Сначала Шаммай был учеником Гиллеля, затем они изучали Тору на равных и всегда были вместе в доме учения». А потом наступил день «когда Гиллель признав авторитет Шаммая, сел перед ним как один из учеников». Эти слова написаны в 5 веке н.э. Так же как и другие примеры прошлого, просто гениальны, сколько раз в жизни мы сталкиваемся с проблемой взаимоотношений между учеником и учителем…

Свое кредо Шаммай выразил в изречении: «Сделай изучение Торы своим постоянным занятием; говори мало, а делай много; встречай каждого человека с приветливым лицом».
Талмуд свидетельствует, что Шаммай отличался строгостью и педантичностью, которая иногда отталкивала людей от Торы. В Талмуде описано более 300 дискуссий между школами Шаммая и Гиллеля. Первые, как правило, призывали к устрожению закона, вторые к смягчению.
 
Одна из историй которую рассказывают про этих мудрецов звучит так: на еврейских свадьбах есть давний обычай петь песни и читать стихи для невесты, восхваляя ее красоту и непорочность. Но однажды один из участников церемонии пришел к Шаммаю и спросил:
— Я знаю невесту и много раз видел ее. Конечно, можно сказать, что она красавица, но взглянуть второй раз на это лицо не захочет даже слепой! Как мне быть, учитель?
Подумав, Шаммай ответил:
— Мы должны говорить людям правду и тогда они будут говорить правду нам. Посему не утруждай себя излишним красноречием и опиши невесту так, как она выглядит на самом деле. Ничего зазорного в этом нет.
Выслушав мудреца, тот же человек обратился к Гиллелю. В ответ на его вопрос Гиллель сказал:
— Зачем портить людям жизнь? Ты считаешь ее некрасивой, но кому-то другому она может показаться прекрасной. Разве он не будет прав в своем суждении? Как и ты — прав в своем... А потому надо поступить иначе. Ты не должен врать на свадьбе, но не стоит говорить того, что считаешь неправдой. Если ты не способен воспеть ее красоту, скажи, что она мила и добра. Полагаю, у тебя нет причин сомневаться в этом?!
Мужчина ушел, восхищенный ответом, а ученики Шаммая еще долго возмущались таким противопоставлением мнению своего учителя и сетовали на «неправедность Гиллеля».


После смерти мудрецов споры между последователями усилились и продолжались (опять же сказано что даже в разгар дискуссии «относились друг к другу с любовью и приязнью»), пока не раздался глас с Небес: «И то, и другое – слова Живого Б-га. Но закон соответствует мнению школы Гиллеля» (Эрувин 13 б).  

Интересно, что в трудах по кабале, указывается, что в Грядущем мире закон будет соответствовать мнению школы Шаммая…

Неподалеку от могилы праведника находятся развалины поселения Ткоа Галилейская. Наибольший интерес для путешествующих самостоятельно представляют развалины синагоги периода Мишны и Талмуда. Здание неплохо сохранилось и благодаря своему местоположению дает путешественникам возможность насладиться великолепным видом на Цфат и полюбоваться архитектурой римско-византийского периода.

Как же проехать к этому замечательному месту? По 866 дороге (от Кармиэля в направлении Мирона) доехать до стоянки «Ручей Мирон» и оттуда пешком по голубому маршруту около километра. Маршрут хорош в любое время года.

Картина дня

наверх