На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Такой разный Израиль...

1 529 подписчиков

"Шарманка" в Иерусалиме

 Лет 7 назад в Иерусалимском Музее науки мне посчастливилось познакомиться с создателями театра «Шарманка» из Глазго, уроженцами Санкт-Петербурга скульптором Эдуардом Берсудским и режиссером и театроведом Татьяной Жаковской. Тогда они привезли и установили в музее огромную скульптуру под потолок, с первого взгляда показавшуюся разобранным и наизнанку собранным будильником.

При ближайшем рассмотрении скульптура оказалась кинематической - фантастическим театром со множеством персонажей-марионеток, пребывающих одновременно в нескольких временных и пространственных плоскостях, в неком «пятом измерении», а также в философской задумчивости о бренности бытия. Позже, уже в 2005 году в том же Музее науки демонстрировалась скульптура «Полет» величиной с целый дом.

О «Шарманке», родившейся из идей и убеждений двух неординарных людей, можно почитать на сайте театра www.sharmanka.com, в Живом Журнале Татьяны Жаковской http://sharmanka-kinet.livejournal.com/, там и сям в Интернете. Но, конечно, лучше всего это увидеть: начиная с сегодняшнего вечера, 8 декабря, в Иерусалимском музее Науки. На сей раз театр привез музею в качестве ханукального подарка ту самую кинематическую скульптуру «Пизанская башня», которая была центром выставки «Шарманки» в Иерусалиме в 2002 году.
Советую посмотреть: «Шарманка», без конца путешествующая по миру, снова в Израиле и одновременно в - Гранаде, где выставлены скульптуры «Ковчег» и «Готика».
Тема шарманки у Берсудского сильна - не зря же театр назвали "Шарманкой".

 

Шарманка - первый кинемат, первая подвижная скульптура, которую сделал Берсудский, и он постоянно возвращается к этому образу.

"В отличие от Запада, этот образ очень нагружен в русской культуре, образ повторяемости жизни. Восток больше верит, что жизнь ходит по кругу, чем идет какой-то прогресс", - поясняет режиссер "Шарманки".
У марионеток или кинематов Берсудского есть явные преимущества: "Это мечта немецких романтиков, которые чувствовали всегда, что во всем, что связано с куклой, марионеткой, есть особая магия. Еще 200 лет назад Клейст писал, что марионетка может то, чего не может живой актер".

 Родилась "Шарманка" на берегу Невы. Берсудскому лет 35 назад удалось из обломков старой мебели смастерить крайне нестандартные движущиеся, играющие, поющие, светящиеся разными оттенками чудо-конструкции и населить их персонажами Иеронима Босха, Михаила Булгакова и даже - дедушки Крылова. Через много лет, после нескольких успешных гастролей в Израиле, Германии, Голландии и других странах автор даровал иерусалимскому Музею науки одну из своих работ.
Эдуард Берсудский о своих кинематах говорить не любит. На вопрос о том, как он их делает, отвечает, что они как бы рождаются сами. Так что за оратора в театре выступает Татьяна Жаковская, рассказывающая, что «Берсудский в доперестроечные времена участвовал в подпольных выставках и работал, как все это поколение дворников и сторожей, а в свободное время резал и собирал свои кинематы".

"Шарманка" просуществовала в перестроечном Питере три года, но потом в начале 90-х годов у театра потребовали огромную арендную плату, и тогда же Берсудского и его кинематы пригласили в Германию.

А потом пришло приглашение из Глазго, где "Шарманку" и приютили, дав ей помещение, а Берсудскому - мастерскую.
С тех пор театр стал достопримечательностью Шотландии.

Кинематов в Глазго Берсудский сделал сотни, а уж сколько народу их видело в разных странах - не сосчитать, хотя возить их трудно и дорого. Но «Шарманка» побывала в Израиле, Германии, Бельгии, Дании, Швейцарии, Испании...

На выставке «Puppets and Moving Objects in XX Century» в театральной библиотеке Линкольн-центра в Нью-Йорке кинемат «Время Крыс» выставлялся между первым изданием статьи Гордона Крэга об актере-сверхмарионетке и куклами «Брэд-энд-Паппетс».

Те кинематы, которые Берсудский смастерил до рождения театра «Шарманка», живут на покое в галерее в Глазго, в нескольких минутах ходьбы от Glasgow Gallery of Modern Art, где в центре главного зала -«Титаник», скульптура, которая работает раз в час, а в отдельном зале - троица «Великая Идея», «Кремлевский мечтатель» и «Осенняя прогулка в эпоху перестройки» играют 15-минутный спектакль «Пролетарский привет высокочтимому Жану Тэнгли от мастера Эдуарда Берсудского из колыбели трех революций»...

Скульптуры, изготовленные в Глазго - это уже другой технический уровень. Они очень надежные, могут путешествовать на гастроли, могут работать у заказчика годами. Эстетика несколько поменялась: вместо обломков петербургской мебели - остатки британской индустрии, но смысл все тот же. А в главном музее Шотландии «Шарманка» построила 11-метровой высоты Millennium Clock. Эти часы играют каждый час «мистерию 20 века».

Вот как о них рассказывает сам Берсудский: «Три года назад Джулиан Сполдинг подкинул идею сделать башню посвященную уходу столетия. Три года мы говорили на эту тему и летом 1999 я вырезал эти 12 фигур. Собственно говоря, я их не делал, они сами вылезли из меня - с увеличивающейся скоростью и с пугающей неожиданностью. Мне помогали строители Шартра, Реймса и Страсбурга. На это понадобилось восемь недель и вся моя предыдущая жизнь в России».

http://ptzh.theatre.ru/2001/23/56/ - подробности от Татьяны Жаковской
http://home.btconnect.com/sharmanka-web1/story%20ru.htm - рассказ о театре, написанный Татьяной Жаковский и Эдуардом Берсудским
http://www.flickr.com/photos/sharmanka/collections/72157603155394655/ - подборка фотографий «Шарманки»

Картина дня

наверх