На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Такой разный Израиль...

1 529 подписчиков

Цфат - городок в табакерке... (1)

 Захотелось написать про Цфат, один из четырех святых для евреев городов, место, где нашла свое земное (или приземленное) пристанище наука-путь каббала. Для меня это одно из самых любимых в Израиле мест, этот маленький «городок в табакерке», который сложно воспринимать, как современный, так как, весь он с его бело-голубыми улочками проникнут духом средневековья, 16 веком, еврейской мистикой, символикой встречающейся на каждом шагу – в древних синагогах, галереях еврейских художников, и, конечно же, в людях – ничуть не изменившихся за сотни лет прошедших с тех пор когда сюда приехал Св. Арии (Раввин Ицхак Лурье). Само название Цфат происходит от ивритского слова «смотрящий сверху, наблюдающий», так как город находится на высоте 850 метров над уровнем моря, и как бы смотрит сверху на торговые пути, существовавшие в долине под ним веками. Жители города, в зависимости от рода их деятельности, по-разному и по-своему трактуют название города - религиозные считают, что слово Цфат аббревиатура от слов цицит (кисти, свисающие с мужской одежды), пиот (парик религиозной женщины), тфилин (накидка религиозного мужчины); художники и прочие творческие жители, так же изобилующие в городе считают, что Цфат аббревиатура от слов циюр (рисунок), песуль (скульптура), тарбут(культура). 

Сложно точно сказать, когда именно здесь возникло первое поселение. В городе находится место, которое называется Пещера «Шем ве-Эвер», связанная с именами сына Шема (Сима, прародителя семитов) и правнука Эвера Ноя (Ноаха). Тут учился праотец Яаков, тут потом передавал он знания Иосифу. Кстати, Тора называет евреями именно последователей Эвера, правнуком которого был Авраам-авину. Он - единственный из потомков Ноаха - говорил на иврите, как и все поколения, жившие до Вавилонской башни. 

Но первые документальные свидетельства относятся к рубежу веков – Иосиф Флавий в своей книге «Иудейская война» (II, 20:6) упоминает город как важный укрепленный пункт (66 г. н. э.). В Иерусалимском Талмуде (РхШ. 2:1) Цфат упоминается как место, где во времена Второго храма зажигались сигнальные костры для оповещения о времени наступления нового месяца и праздников. После разрушения Второго храма в Цфате поселились семейства священников-коэнов Яким и Пашхур. Цфат также неоднократно упоминается в пиютах (религиозных стихотворениях), написанных в 6–8 вв. В Евангелиях Цфат не упоминается по названию, но есть место, где упомянут «город на горе», речь может идти как оЦфате, так и о Кейсарии Филипповой, и о Сусите (Гиппос). 

Следующий выдающийся период в жизни города относится к периоду царствования крестоносцев. После завоевания страны крестоносцами в 11 в. Цфат стал важным звеном в системе пограничных укреплений Иерусалимского королевства крестоносцев. В 1140 г. они приступили к строительству в Цфате на развалинах построенных евреями укреплений мощных оборонительных сооружений. Крепость построенная в городе была самой большой крепостью крестоносцев на Святой Земле. Она была рассчитана на 50 рыцарей (то есть 2200 человек свиты и пр.). После захвата Иерусалима мусульманскими войсками король Амальрик I передал Цфат ордену храмовников (тамплиеров). Христиане верили, что из Цфата происходит Товия, главный герой апокрифической Товита книги, и что в Цфате находится его могила. По свидетельству Биньямина из Туделы, посетившего Цфат в 1170–71 гг., евреи были изгнаны из Цфата, синагоги разрушены.
 7 июля 1266 года мамлюкский султан Бейбарс ударил на Цфат, твердыню тамплиеров, преграждавшую доступ к Акре (Акко). В этот день штурм крепости не принёс успеха осаждавшим, так же как и следующие попытки — 13 и 19 июля. Тогда Бейбарс пообещал сохранить жизнь всем защитникам местного происхождения. Гарнизон крепости начал таять. К концу июля рыцари вступили с Бейбарсом в переговоры. В ответ на обещание султана дать им свободу, тамплиеры сдали крепость (25 июля), но все были казнены. Легенда рассказывает, что тела казненных тамплиеров Бейбарс велел бросить в колодцы, таким образом, питьевая вода в городе была отравлена на столетия… 

В начале 14 в. в Цфате поселился испанский каббалист раввин Шем Тов бен Аврахам Ибн Гаон. В Цфате он написал большинство своих сочинений. Известно также о пребывании в Цфате караимов. В 1348 г. еврейская община, как и все население города, пострадала от эпидемии «Чёрной смерти». 

Известный еврейский путешественник рабби Овадия бен Аврахам Бертиноро в своем письме от 1438 г. отмечал, что в Цфате «евреи живут спокойно... однако большинство из них — бедняки, занимающиеся торговлей вразнос по деревням». 

Постепенно стало возрастать значение Цфата как торгового центра. В конце 15 в. в городе жило около 300 еврейских семей (в Иерусалиме в то же время — около 200 семей). Большинство из них занималось торговлей сельскохозяйственными продуктами — сыром, маслом, фруктами и пряностями. Евреи Цфата, так же, как и большинство еврейского населения Эрец-Исраэль, принадлежали к этнолингвистической группе муста‘араби, чьим разговорным языком был арабский; в состав группы входили потомки евреев, постоянно живших в стране со времен Второго храма. 

После изгнания евреев из стран Пиренейского полуострова в Цфате стали селиться выходцы из Испании и Португалии. 

Важной вехой в истории Цфата стал 1516 г., когда город был захвачен турецкими войсками. Включение в мощную Османскую империю способствовало улучшению экономического положения Цфата и росту его населения. Постепенно город стал крупным торговым и промышленным центром. Евреи в значительной степени сосредоточили в своих руках обработку шерсти, красильное дело, производство шелковых тканей. Еврейские купцы от мелкой торговли перешли к крупным международным операциям. Изменился и этнообщинный состав еврейского населения. Выходцы с Пиренейского полуострова (сефарды) стали преобладающей по численности и влиянию группой. В 1521 г. в Цфате было три синагоги: муста‘араби, сефардов и выходцев из Северной Африки. В дальнейшем община муста‘араби растворилась в окружающей среде (в основном сефардов) и к концу 17 в. прекратила свое существование как отдельная группа. В Цфате появились общины выходцев из Италии, Западной и Центральной Европы (ашкеназы). Мусульмане, жившие в Цфате, хотя и назывались арабами, являлись в основном по происхождению курдами (по-видимому, потомками воинов египетского султана Салах ад-Дина). В Цфате имелась община самаритян. В 1560-е гг. в Цфате проживало десять–двенадцать тысяч человек, из них примерно половина — евреи. 

16 в. был веком расцвета Цфата. Ни одна из еврейских общин послеталмудического периода не внесла в это время такого вклада в формирование еврейской культуры, как община Цфата. Раввины, жившие в Цфате, оказали определяющее влияние на развитие еврейской религиозной традиции почти во всех ее областях: Галаха, каббала и мистицизм, пиют (религиозная поэзия). 


С 1533 г. до смерти в 1575 г. в Цфате жил рабби Иосеф Каро, наиболее выдающийся кодификатор Галахи. Иосеф Каро занимал должность ав бет-дин (главы раввинского суда) Цфата. Здесь же он создал свой знаменитый Шульхан Арух (Накрытый Стол) - кодекс практических положений Устного Закона. Сегодня можно побывать в синагоге Йосефа Каро (восстановленной после землетрясения) и в доме, где он жил.


Особенно велика роль Цфата как центра развития каббалы. Кроме других причин Цфат привлекал каббалистов тем, что близко от него, у подножья горы Мерон находится могила рабби Шим‘она бар Иохая, которому предание приписывает авторство книги Зоар. 

Начало новой эпохи в развитии не только каббалы и мистицизма, но и всей еврейской духовной традиции связано с именем рабби И. Лурии (св. Арии). Он поселился в Цфате в 1569 г. или 1570 г. и в 1570 г. начал преподавать учение тайной мудрости узкому кругу учеников (известны имена примерно 30 его учеников). Рабби И. Лурия скончался в Цфате в месяце ав и похоронен на городском кладбище. Его могила наряду с могилами других выдающихся раввинов до сих пор служит объектом массового паломничества. Выдающаяся роль в распространении его учения принадлежит рабби Хаиму Виталю, уроженцу Цфата. Рассказывают, что в свою бытность в Каире св. Ари увидел сон, в котором Всевышний наказал ему ехать в Цфат и учить там раввина Хаима Виталя, который был его учителем в прошлой жизни. За три с половиной года жизни св. Ари в Цфате он указал на множество могил праведников и показал раввину Хаиму Виталю местонахождение колодца Мирьям в Кинерете. На улице Наджара находится ашкеназийская синагога Ари. Считается, что она расположена в том месте, куда рабби Ицхак Луриа приходил славить субботу. Эта синагога была построена в XVI веке и затем почти полностью разрушена землетрясением 1837 года. Через 15 лет она была отстроена на том же фундаменте. Около древнего городского кладбища находится самая знаменитая синагога Цфата — сефардская синагога, также носящая имя Ари, одного из крупнейших средневековых комментаторов иудаизма. Здесь показывают нишу, где, по преданию, обычно молился праведник. Как гласит легенда, однажды Ари вызвал к чтению Торы праотцов Авраама, Ицхака, Яакова, а также Моше, Аарона, Йосефа и Давида. Все они явились и прочли положенный отрывок, а затем видение исчезло.

Беспрецедентный расцвет духовной жизни, также как и прочное экономическое положение, привели к тому, что во второй половине 16 в. Цфат превратился, по выражению рабби И. Каро, в «центр еврейского мира». Верховный авторитет мудрецов Цфата в вопросах Галахи и каббалы признавался крупнейшими общинами Ближнего Востока и Европы. Как раввины, так и простые евреи обращались в Цфат за решением трудных вопросов. В многочисленные иешивы Цфата стекались ученики из различных стран — от Йемена до Европы. В то время было принято, чтобы иешивы содержались за счет общин тех городов, в которых они находились, что ограничивало численность учеников и преподавателей. Однако раввинам Цфата удалось построить систему, при которой иешивы города финансировались различными общинами диаспоры, что предвосхитило систему организации образования еврейского, получившую распространение в конце 19 в. – начале 20 в. 

продолжение следует...

Картина дня

наверх