На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Такой разный Израиль...

1 529 подписчиков

На просторах Иудеи - продолжение

История названия заповедника “Адулам”.
Это место упоминается еще в Микра: “Когда Давид бежал в пещеру Адулам, спасаясь от Ахиша, царя Гата” (книга Шмуэль)".


  Итак, Адулам, район в области Шфела, западнее и северо-западнее Хевронских гор, где сосредоточены тринадцать сельскохозяйственных поселений. Название района повторяет название находившегося здесь древнего города Адуллам , в некоторых источниках и в русской транскрипции Одуллом, встречается так же название Еглон-повидимому прямая транскрипция с греческого. Вероятно слово это что-то означает, возможно ограда, забор или то что находится за оградой, забором. Во всяком случае в словарях этого нет, а подобное толкование встретилось один раз. На мысль, что слово что –то означает наводит то, что в Библейских текстах местности под названием Адуллам ,встречаются несколько раз. Причем, при внимательном изучении и знании местности, можно понять, что речь идет о местах, хоть и находящихся в относительной близости друг от друга, но разных. Надо отметить, что далеко не все тексты и переводчики, разделяют это мнение. Т.е. пишется так, как будто речь идет об одном и том же месте.
Первый раз речь об этом месте встречается при описании в Библии страданий Иуды от того, как вместе с братьями поступил он с Иосифом. Нет по-видимому покоя в его душе. ". И было в ту пору, и нисшел Йеhуда от братьев своих, и повернул он (от них) к мужу из Адулама, чье имя Хира.
 2. И увидел там Йеhуда дочь одного торговца, по имени Шуа, и взял он ее (в жены) и вошел к ней." В этой истории, известной больше как история с невесткой Иехуды Тамар, которая, чтобы стать частью семьи Иехуды и родить детей ,переоделась блудницей.Ещё несколько раз встречается название места Адулам.

Название Адулам встречается так же как название укреплённого города в земле Хананейской , который служит даже столицей Хананейским царям. Этот город относился к числу древнейших хананейских поселений и лежал в низменности, известной под именем Шефелы. Город был захвачен Иисусом Навином во время захвата им Ханаана и причислен к владению колена Иуды. Причем координаты его даются довольно точно: 15-20 миль на юго-восток от Иерусалима. Впоследствии город был укреплен Ровоамом и вероятно по причине своей силы и крепости называется у пророка Михея (1:15): славою Израиля. "Он пройдет до Одоллама, славы Израиля".
Город по-видимому являлся пограничным между Иудеей и владениями филистимлян.
" Плач о бедствии, которое постигнет 12 городов Иуды. Семь из них известны по другим источникам: Геф, Морешет-Геф, Цоаи, Лахис, Ахзив, Мореш и Одоллам;. Остальные города находятся, очевидно, в той же области. Общий смысл ясен: нашествие служит предупреждением Иерусалиму. Речь идет, вероятно, о нашествии Сеннахирима на страну Филистимскую и Иудею" Так пишет древний источник. Отсюда ведет войну с филистимлянами Давид.
Евреи вернулись сюда после Вавилонского пленения. Упомянут также Адулам в книгах Маккавеев и у Евсевия (4 в.), Иуда Маккавей, "взяв с собою войско, отправился в город Одоллам, и так как наступал седьмый день, то они очистились по обычаю и праздновали субботу...."
Город прекратил свое существование в середине 6 в. после арабского завоевания страны. Адуллам отождествляется с Тель аш-Шейх Мазкур в 15 км к км к северо-востоку от Бейт-Гуврина
На территории этого района существует как бы естественный парк природный заповедник "Хореш Адулам", в центре которого расположены развалины еврейского города времен второго Храма , сказать- это ли сам Адуллам или нет ,трудно, вернее, невозможно, но постройки сохранились очень хорошо. Кроме этого, там место, которое называется Хурбат-Мидрас, в котором давно ведутся раскопки. В византийский период на каждом холме располагалась если не деревня, то несколько домов, т. к район пригоден для земледелия.
Но есть еще одно место в Израиле, которое упоминается в Библейских текстах как Адуллам.
/22:1-2/ Обсуждение комментаторами уже известного мидраша о "безумии" в мире. Объяснения выражения:"Давид ушел оттуда". Давид укрылся в пещере Адулам, и к нему собираются родные и другие люди, притесненные и ущемленные, изменяющиеся при нем.
Давид бежал, не захватив с собой в дорогу ни хлеба, ни съестных припасов. Даже меч он не успел взять. В горах, где обитали медведи и львы, была глубокая пещера, ее называли пещера Адулам. Там и укрылся Давид.
Вскоре вокруг него собрались смелые и бесстрашные люди. Среди них были братья Давида из Бейт-Лехема и трое его отважных племянников, быстрых, как олени-Были лучники, умевшие держать лук и в правой, и в левой руке. Все обездоленные приходили к Давиду. Вскоре в его отряде было уже шестьсот верных людей.
Естественно встает вопрос, а то ли это место и о том ли Адуламе идет речь. Привлекает к себе внимание несколько интересных замечаний, которые как бы ненароком попадаются нам в Библейских текстах.
Прежде чем скрыться от царя Шауля в пещере Адулам, Давид укрывает своих родных у царя Моава, известно, что моавитяне и их царсто находится на восточной стороне Мертвого моря. "По словам восточных монашествующих, Одолламская пещера примыкала к стране Моавитской и была расположена между скалистыми горами, которые тянутся во множестве по направлению к Мертвому морю"
" И доселе еще показывают путешественникам эту пещеру, очень неровную, извилистую и столь обширную, что в извилинах ее могут скрыться до 400 человек, как то и было с Давидом и его многочисленными спутниками" (1Цар 22:1); Некоторые источники указывают что город Адуллам находился между Вифлиемом (Бейт Лехемом) и Мёртвым . морем, что вероятно является ошибкой, так как город находился ,как мы уже знаем, на западном отроге хевронских гор, к юго-западу от Иерусалима. Но что-то ведь привело к такой ошибке.
Вероятнее всего в районе между Бейт Лехемом и Мертвым морем, месте скалистом, изобилующим пещерами, находится большая пещера носившая в древности название Адуллам, причем она была известна всем.
Недаром и Давид укрылся с ней со своим отрядом и царь Шауль его преследующий тоже остановился на ночлег там. Известная Библейская история о преследовании Давида царем Шаулем "Однажды случилось так, что Шауль вошел в ту самую пещеру, где скрывался Давид. Воины Шауля приволокли огромный валун и поставили у входа в пещеру. Затем они улеглись спать, не подозревая, что совсем рядом скрывается Давид и его люди.
Ночью Давид подкрался к спящему царю и отрезал края его одежды. Но самому царю Давид не хотел причинять вреда."
Не ясно является ли Адуллам город и Адуллам пещера это разными местами с одним названием, или находятся в одном месте.


Восстание под предводительством Бар-Кохба происходило в период 132-135 г.г. н.э. У историков нет полной ясности в вопросе что именно стало причиной вспыхнувшего народного гнева, однако существует мнение, что поводом к восстанию было наложение римлянами, под страхом смертной казни, запрета на обрезание, или, возможно, решение императора Адриана о закладке на сровненном с землёй Иерусалиме римского города Элия Капитолина. Но каковы бы ни были побудительные факторы и причины восстания, оно всецело распространилось на всю Иудею, а руководство военными действиями взял на себя Шимон Бар-Кохба, личность настолько харизматическая, насколько и противоречивая.

В некоторых источниках упоминается человек по имени Бар Дарсай (слуга раби Йоханана), который якобы родился в этой деревне. Впрочем, поселок существовал и позже, уже в римский и византийский периоды, когда на месте нынешних развалин и пещер была небольшая христианская деревня с монашеской общиной.

Не может не вызвать интереса и даже определённой доли недоумения и тот факт, что, до обнаружения в 50-е годы XX в. Свитков Иудейской пустыни (они же Свитки Мёртвого моря), имя руководителя восстания не было окончательно установлено, а его интерпретации считались весьма спорными. Воодушевлённые обнаружением Кумранских свитков археологи принялись за раскопки также вдоль других ручьёв (безводных большую часть года) в северной части Иудейской пустыни. Наконец, в районе одного из них, в одной из пещер, было обнаружено письмо некоего Шимона Бен-Гулголта, командующего восстанием в районе Эйн Геди, адресованное главнокомандующему Шимону Бар-Кохба (в оригинале - Косба). Анализ находки и пролил свет на то, что действительно существовал полководец с таким именем.

Результаты восстания, надо сказать, были однозначно катастрофическими – Иудея была полностью разграблена и разрушена: города и деревни Иудеи в большей своей части были просто стёрты с лица земли и прекратили своё существование. Согласно историческим свидетельствам того времени римляне захватили такое количество пленных, что «стоимость раба еврея упала ниже стоимости лошади». После восстания, завершившегося в 135 г. н.э., Иудея (юг Израиля) превратилась в безлюдную пустыню, и центр еврейского поселения, естественным образом переместился в Галилею (север Израиля), жители которой, по всей видимости, в восстании не участвовали, во всяком случае, с таким размахом, как жители Иудеи.


Сегодня Хирбет Мидрас представляет собой остатки сельскохозяйственных поселений, а также целую сеть погребальных и тайных пещер при этих поселениях, существовавших здесь, начиная с эпохи Железного века (ок. 1000 лет до н.э.) и до окончания периода римского владычества (IV в. н.э (цепь развалин и 56 пещер и колодцев).

Картина дня

наверх