На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Такой разный Израиль...

1 529 подписчиков

Бейт Шаан (часть вторая - практическая)

 Бани.

 Напротив театра, через улицу располагаются руины византийских бань. Какую же роль играли бани в то время? Эти фитнес-клубы начали строить еще в Древней Греции, позднее римляне модернизировали их благодаря техническому процессу. В 4 веке в Риме было около 1000 бань, как общественных, так и частных. В Римской империи не было не одного самого захолустного городка, в котором не было бы банно-прачечного комбината. Внутри бани представляли из себя комплекс помещений с различными функциями и температурой. Войдя на территорию бань, посетители попадали в палестру – зал для занятий спортом, с мозаичными полами, прошедшими многократный ремонт. В данном случае вокруг находится аподитерий или раздевалки, а в смежном помещении – фриджидариум - мелкий бассейн с прохладной водой (нет, римляне не плавали в бассейнах, как нам показывают в фильмах, они в них окунались, чтобы смыть пот, после занятий спортом).

 

Следующее помещение – тепидарий, теплое помещение – здесь мы видим систему подогрева – гипокауст – керамические столбики, находившиеся под полом. Между ними проходил горячий воздух, нагревавший пол. Но, температура здесь не максимальная, т.к. задача была разогреться постепенно.

Следующее, «парилка» - кальдарий («кальдо» - суп), вот тут то было действительно жарко.

Тут же «сухая сауна» - лаконик, здесь температура достигала 85°С. 

И тут, мы начинаем искать березовый веник, а древних римлян рабы-банщики умаслив скребли специальными медными скребками, снимая эпидермис.

Вопреки принятому мнению о разврате в Римской империи, мужчины и женщины посещали бани раздельно.

Бани отапливались печами. Это не самые большие бани в Бейт Шаане, но наиболее хорошо сохранившиеся.

Люпонарии и кардо.

 На полукруглой площади, сразу за банями располагались магазины и, видимо – люпанарий

(проституток называли «волчицами» (lupae)), то есть дом терпимости. Это комплекс автономных помещений с мозаичными полами. В одном из помещений находится мозаика, изображающая Тихо, римскую богиню удачи. У каждого города была его богиня-покровительница. Её всегда изображали в венке из городских стен. В ее руке рог изобилия с тем, что растет в городе, в данном случае – финики. Мозаика была украдена, и через 6 лет нашли у местного жителя, который воровал велосипеды. В другом помещении мозаика с текстом фривольного содержания. Какого пола были проститутки – не известно.

 Улица кардо (от латинского «сердце»), сегодня называется Паладиус, т.к. здесь нашли надпись сообщающую, что улица построена Паладиусом.  вымощена базальтовыми плитами, под ней проходит канализационная система. Кладка по диагонали – чтобы телеги не подпрыгивали (у транспорта того времени были амортизаторы из кожи). По обеим сторонам улицы тротуары, мощенные мрамором, за ними располагались торговые ряды. Так же как и в других городах над тротуарами были навесы.

 Храмы. 

На углу улиц кардо (Паладиус) и декаманос (Сильванус) находился комплекс языческих храмов. Часть была разрушена землетрясением, часть разобрана в византийский период. То что мы можем увидеть сегодня – это храм, посвященный Дионису или Нисе, не известно,  и храм, посвященный нимфам – «нимфеон». Очень впечатляют громадные колонны, расколовшиеся при падении во время землетрясения в 749 году. Интересно, что при раскопках нашли только один скелет с зажатым в руке мешочком с золотыми. Если учесть что землетрясение произошло в 3 часа ночи, то это явно был вор.

В центре нимфеона – фонтана – в центре стояла статуя Афродиты, в нишах нимфы. Вода стекала в канализацию. Евреям было запрещено умываться и пить воду из нимфеона, т.к. при этом они должны были целовать статую, то есть поклоняться языческой богине. 

 За ним, вдоль улицы Декаманос, располагается большое общественное здание - базилика, которое во времена римского владычества использовалось как крытое здание собраний и судов. Это одно из первых римских зданий в Бейт Шаане. Во византийский период здание перестроили и использовали как рынок - "агора". В раннеарабский период здесь была маленькая мечеть.

 Мост через ручей Фарод. Построившие мост римские архитекторы думали об архитектуре, по бокам моста находились помещения наполненные грунтом для усиления конструкции.

Мост стоял до 70х годов 20го века – и в этот период построили из него бомбоубежища для жителей Иорданской долины. За ручьем Фарод находятся не раскопанные районы древнего города. В византийский период вокруг города была построена крепостная стена, видимо из опасения перед набегами кочевников.

 Общественные туалеты византийского периода. Туалеты с проточной водой были только в богатых домах или в комплексах общественных зданий. Туалет, так же как и бани были местом общения. Несколько интересных моментов – римляне пользовались духами и ароматическими маслами. В арабский период в качестве туалетной бумаги использовали тряпочки, в римский - листья и губки, смоченные в воде.

Вода попадала в туалеты из нимфеона, находившегося рядом с театром.

 Театр.

 Театр, наиболее хорошо сохранившийся из найденных в Израиле, построен около 200 г. н. э.

Изначально, театры стали строить в Древней Греции, в 5 веке до н.э., как часть культа Диониса. Все спектакли были посвящены отношениям между людьми и богами. Римляне практически полностью отказались от комедий и трагедий и заменили эти жанры на артистов-юмористов. Однако в западных районах империи больше уважали амфитеатры с гладиаторскими боями.

Несмотря на то, что сохранились только нижние ярусы театра (треть – верхний ярус был разрушен землетрясением в византийский период, средний разобран крестоносцами на «кирпичики»), здание очень впечатляет. Театр позволял разместиться 7000 зрителей. В театре несколько выходов – «вомиториев» («изрыгающие пищу», в переводе с латыни, интересно, что это название распространялось только на выходы, т.к. театр после спектакля как бы отрыгивает зрителей) и два входа ведущие к оркестре. В коридорах-входах есть ниши, в которых, по всей видимости, держали диких зверей, на потеху публике. Сверху театр накрывали крышей-тентом. Все спектакли проводили в первой половине дня, и обычно, каждый день. Первые ряды были для уважаемой публики. Иногда, в оркестре устраивали имитацию морских боев с пиратами, для этого её заливали водой. Впрочем, такие же забавы проводили и в других городах Израиля. Уникальность этого театра состоит в том – что только здесь из всех сохранившихся театров того периода есть «ложи», строительство которых не описано даже у Витрувия, хотя он описал ВСЕ каноны строительства. 

Театр функционировал вплоть до византийского периода.

 В Бейт Шаане кроме вышеперечисленного нашли амфитеатр (для гладиаторских боев, на 7000 человек), монастырь с мозаичными полами Телль Эцтаба, и многое другое.

А сколько еще не раскопано?

 

Картина дня

наверх