На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Такой разный Израиль...

1 529 подписчиков

Изобразительное искусство и еврейский мир

 

Великие произведения искусства на протяжении всей человеческой истории неразрывно связаны с религией.

Взаимоотношения иудаизма с изобразительным искусством складывались под влиянием Второй заповеди Торы: "Не делай себе никакого изображения, ни того, что на небе вверху, ни того, что на земле внизу, ни того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им..." (Исход, 20:4-5).

Иудаизм запрещает создание образов, предназначенных для поклонения, отделяя их от изображений, созданных для декоративного украшения ритуальных предметов и интерьеров синагог.

Есть в еврейской истории один потрясающий пример взаимоотношения изображения и религии. В пустыне Моше получил заповедь сделать медного змея, водрузить его на древко и нести впереди колен Израиля. Этот змей имел чисто утилитарное назначение - он должен был каким-то неведомым нам образом спасать израильтян от укусов гадюк в пустыне. Когда поход кончился, это замечательное изображение, конечно же, сохранили. Держали его в Храме. Спустя несколько веков иудейский царь Хизкия обнаружил, что народ ходит поклоняться этому змею, и приказал его уничтожить. Уничтожению подлежала вещь, сделанная самым великим человеком в еврейской истории, сделанная не самочинно, а по прямому повелению свыше. И все же тот факт, что народ начал этой вещи поклоняться, оказался достаточным, чтобы от нее избавиться.

Иудаизм не отрицает, что на свете существуют силы природы. Он утверждает, что силы эти созданы Всевышним. Известный мидраш говорит, что изначально все человечество служило только Всевышнему, но потом люди решили, что стоит поклоняться и Его слугам - солнцу, луне и т.д. В результате картина мира раскололась, вместо поклонения единому источнику всего, Создателю света и творцу тьмы (Исайя, 40), люди начали служить идолам.

Раскалывая высший мир, человек раскалывает и свой внутренний мир. В Талмуде сказано: "Идолопоклонство - источник всех бед". Иудаизм чувствует исходящую от идолопоклонства опасность и воздвигает на его пути преграду - запрещает художникам изображать высшие силы.

Археология показывает, что в Стране Израиля до 3 века новой эры евреи не делали никаких изображений животных и птиц, и уж тем более людей. Изображений нет на могилах, нет в домах. Единственное, что мы находим, - это чисто декоративное искусство: орнаменты, переплетения листьев, цветов и плодов.Мудрецы той эпохи отлично знали разницу между декоративными изображениями и сакральными, используемыми в других культурах. Талмуд выступает не против изобразительного искусства, а против идолопоклонства. Любовь к красивому - неистребима. Когда царь Ирод решил перестроить Иерусалимский Храм, он сделал его из голубого и белого мрамора. Собрался Ирод покрыть мрамор золотом, но мудрецы ему сказали: "Оставь его как есть, так будет красивее, потому что похоже на морские волны".

"Мозаика синагоги в Бейт-Шиане". 6 век.

Где-то около третьего еврейские мудрецы несколько ослабили запреты. Отныне дается разрешение делать фигуративные изображения на мозаичных полах и на фресках синагог, ставших главными центрами еврейской религиозной жизни после разрушения Второго Храма. Безусловно, евреи испытывали влияние античной культуры - греческой и римской. Однако еврейское изобразительное искусство того времени достаточно самостоятельно.В 1930 году археологи раскопали руины синагоги в Дура-Европос - сирийском городе на берегу Эфрата. Синагога была построена в 244 году нашей эры. Внутренние стены и потолки синагоги были покрыты фресками, последовательно изображавшими сцены из Танаха в соответствии с их интерпретацией в Мидрашах.

"Жертвоприношение Исаака".Фрагмент напольной мозаики синагоги в Бейт-Алефе.6 век.

Эта свобода еврейского религиозного по сути искусства исчезает в 5-6 веках, когда христианство начинает пользоваться художественными средствами для распространения своих представлений и верований

Иудаизм, стремясь отмежеваться от христианских обычаев, вновь налагает запреты на изображения. В средневековых синагогах фигуративные изображения встречаются редко, их заменили схематичные изображения Иерусалима, Храма, скрижалей завета и декоративные орнаменты.

росписи синагоги в Могилеве.

Зато в иллюминированных рукописях наблюдается удивительное разнообразие способов иллюстрирования священных текстов.

иллюстрация к Барселонсой Агаде.16 век.

 

Помимо диковинных зверей и птиц появляются и своеобразные изображения людей. Изображаются человеческие фигуры с птичьими или звериными головами. Так, в Птичьей агаде 1300 года из Музея Израиля каждый персонаж представляет собой диковинный гибрид человека и птицы, причем птичья голова неизменно увенчана островерхой шапкой, которую в то время вынуждены были носить в качестве отличительного знака евреи Германии.

"Птичья Агада".

Тех, кто когда-либо бывал на старых еврейских кладбищах Восточной и Центральной Европы, всегда поражала изысканная и гармоничная резьба на каменных надгробиях (мацевот). Причудливые изображения зверей и птиц, растений и цветов завораживают сочетанием декоративности и выразительной образности.

"Стела Арье-Лейба, сына Шолома", первая половина 19 века.Яблонов.

Первые надгробные еврейские стелы появились в Северной Италии - в Падуе и Венеции, оттуда распространились по всей Европе. На них выбиты семейные эмблемы, которые с первой половины 16 века выбирали себе состоятельные евреи. Это, как правило, животное или растение, чье название этимологически или фонетически связано с именем владельца. Семейство Каценельбоген предпочло для гербового рисунка кота (кацен по-немецки кошка), семья Цви Гирш - оленя, Дов Бер - медведя, а человек по фамилии Элефанте выбрал слона. В начале 18 века на надгробиях появляются изображения, уже никак не связанные с именами: лев с единорогом, птица, утаскивающая зверька, три зайца, медведи, несущие виноградную лозу. Это не просто украшения или фамильные знаки, а определенный изобразительный язык, поддающийся расшифровке. Например, двуглавый орел - не признак лояльности евреев к государственной власти, а изображение таких эманаций Бога, как справедливый Суд и Милосердие.

 Аист символизирует праведника, хасида [хасида - на иврите аист], а заяц - особо богобоязненного человека.

Один из фрагментов росписи Могилевской синагоги.

 Древо Познания с гнездом,к которому летит аист, несущий змею. Около Древа – архитектурная конструкция в виде башни на колесах: изображение библейского ковчега Завета на пути в Иерусалим.Аисты на Древе Познания символизируют подлинных праведников, которые способны победить змей, то есть сатанинские силы. Символ основан на созвучии слов «хасид» («праведник») и «хасида» («аист») на языке иврит

Новые изменения произошли уже в 19 веке, когда мировое искусство окончательно вырвалось из-под опеки религии. Художники стали работать не столько для церкви, сколько для частных людей, а их картины - отражать окружающий мир, а не сакральные события. И как реакция на происходящее во внешнем мире вновь ослабли еврейские религиозные запреты. В своде еврейских законов Шулхан Арух допустимыми признаны плоские (не скульптурные) изображения человека, если какие-либо части его тела деформированы или вообще отсутствуют. В соответствии с этими правилами фигуры людей на еврейских фресках частично драпируются или заслоняются листвой, облаками, камнями. Например, в росписи синагоги в Черновцах на сюжет из книги Йоны: рыба заглатывает Йону - художник показал лишь торчащие из пасти чудища ноги в белых чулках и черных ботинках, типичных для хасидского костюма 19 века. В произведениях анонимных художников того времени часто встречаются образы, свойственные специфически еврейскому художественному мышлению. Так, изображая визит ангелов к Аврааму, художник рисует три пустых стула, придвинутых к накрытому столу, а обвивающая дома сказочная рыба Левиафан символизирует мессианские времена и возрождение Иерусалима.

Яркий, образный и наивный язык еврейского народного искусства стал в начале 20 века основой для искусства профессионального. Есть некие устойчивые традиции, прослеживаемые со Средних веков и до наших дней. Представим себе впечатления ребенка, живущего в еврейском местечке. Самый большой дом, который он видит - синагога. Синагога должна вместить в праздник всех евреев местечка. Свои представления об изобразительном искусстве ребенок выносит оттуда. Диковинные и таинственные для постороннего взгляда изображения животных на росписях, занавесях, резьбе составляют для еврейского мальчика понятный, последовательный образный ряд.

"Роспись Ходоровской синагоги". 16 век.

. Поскольку еврейское искусство избегало человеческих изображений, еврейский художник намеренно изображает людей в виде животных или придумывает существо, соединяющее в себе и человеческие и «звериные» черты. Отсюда возникает фантастический изобразительный ряд, которым пользуются еврейские художники и сегодня. Это - устойчивая линия, проходящая через весь еврейский мир

В 1919 г. Лисицким, например, были сделаны иллюстрации к старинной народной песне на арамейском языке, которая завершает чтение Пасхальной агады. В песне говорится о козленке, которого купил отец за два зуза (денежная единица в древности), которого съела кошка, а кошку съела - собака и т.д. Пока не пришел отец и не восстановил справедливость. По иллюстрациям видно, что Лисицкий прекрасно понимал  образный язык священных текстов - каждый персонаж в его картинках точен и многозначен.

 

 

Шагал  писал о своих прямых родственных связях с художником, расписавшем синагогу в Могилеве.

Шагал, Лисицкий, Чайков,Альтман отождествляли себя с еврейскими ремесленниками, искусство которых открылось им в материалах экспедиции С. Ан-ского, в начале 20 века описавшего и исследовавшего множество синагог и еврейских кладбищ.Народный примитив становится основой авангардного творчества еврейских художников Восточной Европы, служит почвой для поиска стиля, новых изобразительных средств.

М.Шагал "Авраам и три ангела".

В этой статье мы не приводили ѓалахических постановлений, связанных с разрешенными и запрещенными изображениями. Их было чрезвычайно много, и они менялись от эпохи к эпохе в зависимости от опасностей, грозивших иудаизму от искусства, ангажированного верованиями и религиозными культами окружающих народов.

Иудаизм не возложил на изобразительное искусство никакой миссии, к нему не предъявляется никаких дидактических или пропагандистских требований. Это не значит, что иудаизм относится к изобразительному искусству пренебрежительно или равнодушно. Скорее обратное: иудаизм слишком хорошо осведомлен о силе художника, о его воздействии на зрителя, а также о невозможности влиять на творчество художника, который пишет, как дышит и способен донести до нас такие глубины своей души, о которых и сам не подозревает. Самый факт многовекового существования еврейского пластического искусства доказывает поощрительное отношение иудаизма к художественному творчеству

М. Левинов, М. Яхилевич

Картина дня

наверх